ШКОЛА.
Лето уступало свои права, появилось редкое золото листьев деревьев у дорог, но было ещё тепло, речка манила, но вода стала остывать. После Ильина дня купаться запрещено, говорила Гале бабушка в деревне.
Поселок встретил их дождиком. Прибило дорожную пыль, воробьи купались теперь не в пыли, а в лужах. Такие картинки Галя искала везде. Всё, что связывало её с деревенским, это была природа и её проявления. Это радовало, накатывались воспоминания, но мама действовала иначе. Её первая задача была, устроить Галину жизнь, чтобы самой потом было спокойней жить и работать.
До школы оставалось 10 дней. Написали заявление в школу. Директор смотрела на Галю, а ей хотелось спрятаться под стул от этого взгляда. Но слова « Прилежные ученицы нам очень нужны…молодец…но, первое время будет трудно…и тем более без Вас мамочка», - её чуть успокоили. В неё верят, и она будет стараться. Трудности не заставили себя ждать. Директор записала её в 5 «в», объяснив, что в 5 «а» и в 5 «б» уже по 40 учащихся. В её классе пока 35 чел. Галя открыла рот от удивления ( её школе в деревне было всего 12 учеников из них 2 мальчика) и чуть не переспросила, но удивленно посмотрела на мамино выражение лица.
Мама спокойно спросила: «А в какую смену класс учится?» «Пятые классы учатся в первую смену, остальное всё объяснят в интернате, все воспитатели в курсе и всё знают» – ответила директор и велела позвать с коридора следующих.
Они пошли в интернат, по пути зашли в магазин, посмотреть школьную форму. В деревне форму не требовали, и Гале очень хотелось её увидеть. Обновка все - таки, а новые вещи всегда радуют.
Продавщица посмотрела на Галю, определив её размер, подала три платья коричневого цвета с белыми воротничками. Все были одного цвета, но все разные. Отличались платья по фасону: у одного юбка в узкую складочку, у другого в широкую, а третье было чуть расклешенное, с пояском и кокеткой на груди. У последнего воротник был «стоечка» и белый воротничок по краю с узким кружевом. Такие же были и манжеты. Два другие были очень красивые, особенно их украшали большие кружевные воротнички.
Но мама выбрала третье, сказав : « Будешь гладить платье сама, пришивать воротнички тоже сама, это платье проще, со складочками тебе не справиться». К платью купили ещё два фартучка, один фартук шерстяной черного цвета, другой белого и очень красивый с оборочками у карманчиков и по груди.
Прошли в обувной отдел, но денег у мамы не хватило на красивые ботиночки. Посмотрев на свои чуть поношенные, но ещё хорошие с виду ботинки, Галя вздохнула, и они вышли из магазина.
Интернат оказался рядом. Галя ходила по поселку за мамой, боялась отстать и заблудиться. Прошли по широкой красивой лестнице на второй этаж, нашли комнату, где оставили вещи. Дверь оказалась незапертой, две девочки сидели за столом у окна. Женщина средних лет складывала что - то в шкафу.
Оглянувшись на входивших, закрыла дверцы и поздоровалась. Видимо мама знала эту женщину, потому что они сразу завели разговор о пароходах, работе и школе. Девочки с интересом разглядывали Галю, а маленькая худенькая подошла и спросила:
- «Ты здесь будешь жить?» Галя кивнула.
Другая девочка, смуглая, с черными волосами, и круглыми щечками громко спросила:
- А как твоя фамилия?
- Как тебя зовут? – тихо переспросила худенькая. И сразу же представилась:
- Меня зовут Наташа. А это Люся.
- Галя….и посмотрев на Люсю, добавила …Сухинская.
Её кровать, справа от двери была красиво заправлена. Рядом стояла тумбочка. Мама всё подробно объясняла Гале. Наказывала заправлять кровать так же аккуратно, в тумбочке держать порядок, зимние вещи взять у тёти Насти Марковой.
Зашла женщина-воспитатель, представилась, спросила, как звать девочку, мама подробно объясняла ей, что девочка деревенская, многого не знает, но учится хорошо.
Воспитатель в свою очередь рассказывала про режим дня, что утром в коридоре будет зарядка, затем приводят себя в порядок, одеваются, берут портфель, и в столовую на завтрак.
Первая смена после школы обедает в столовой, затем отдых и с 14-16 час. приготовление домашнего задания. Выходить в коридор в это время нельзя, только в туалет.
Ужин в 18 час. и в 21 час. сон.
В красном уголке проходят собрания, старшие девочки гладят бельё и можно готовить уроки с воспитателем, если есть трудности, например в решении задачи.
Вскоре мама уехала, и Галя привыкала к режиму. Это слово «режим», как замок в круге событий, закрывал то, что хотелось, и открывал то, что надо было делать.
Это смущало, и девочка замкнулась в своих мыслях, воспоминаниях и болях. Она очень боялась сделать не так как принято здесь, боялась спросить, боялась громко говорить и смеяться, боялась мальчиков (их было так много).
1 сентября воспитатели разбудили всех пораньше, заплетали девочкам в косы белые атласные, а кому то и капроновые ленточки. Осмотрели форму, с вечера проверили учебники в портфелях и всё содержимое. Все вместе отправились на завтрак и в школу.
В сквере у школы было столько народу, что Галя даже растерялась. Но девочки Наташа и Люся не отходили от неё. Они тоже были в 5 «в» классе. Воспитательница тоже была рядом и отвела их на построение к своему классу, передав классному руководителю Березиной Нине Николаевне.
От белых фартучков рябило в глазах, у всех в руках были цветы. Гале воспитатель дала букетик из трех полевых цветочков, уже отцветающих, от обиды защипало в носу…
И вдруг рядом откуда то снизу возник красивый букет, слеза не успела капнуть на него. Галя подняла глаза и увидела тетю Настю Маркову. Она, улыбаясь, протянула Гале букет и поправила пионерский галстук. Галя протянула тете Насте полевые цветочки, виновато улыбнулась.
Подняв повыше свой красивый букет, она подняла повыше и свой носик. Зазвучала барабанная дробь, послышались звуки горна, прозвучала команда :
«На вынос знамени дружины им. Сергея Тюленина стоять смирно!» Все замерли. Проплыло рядом красное полотнище знамени с изображением маленького Ильича и лучшие ребята школы № 13 встали в почетном карауле у памятника Ленину.
Потом говорили, выступали, поздравляли и наконец, подошла очередь, когда первыми ушли в школу первоклассники. Но вереницы ребят долго и медленно заходили в школу, часть ребят ушла в другое здание. В начальных классах было 16 классов почти по 40 человек. Это было невозможно представить….она думала, что такого количества просто нет. И это в одной школе. Что же будет дальше…????
А дальше прошли в класс, большой и светлый, было много больших окон и парты стояли почти от доски до противоположной стены. Учительница взяла Галю за руку и посадила на первую колонку на вторую парту рядом со светлым мальчиком, который вертелся во все стороны и разговаривал направо и налево. Учительница положила её портфель в парту и подтолкнула сесть. Галя присела на край сидения, обратив внимание, что мальчик при виде её сел, положив ноги на сидение. Её ноги оказались в проходе. Прозвенел звонок. В класс вошел…учитель – мужчина… Это тоже было не так, это тоже не укладывалось в её головке. Её учительница Дарья Ивановна была первой, она никогда не говорила, что бывают учителя-мужчины. Учитель был красив, но весь седой, его слегка вьющиеся волосы лежали на голове красиво, как волны. Он назвал себя Иван Павловичем, сказал, что первый урок будет рисование. Будем печатать слова «НАША ШКОЛА». Галя достала линейку, простой и цветные карандаши, резинку. Аккуратно отчеркнув две линии, рассчитала буквы, чтобы вошли в строчку, и стала соединять точки от руки. Рисование было любимым предметом в школе и самым простым. Мальчику рядом часто давали замечания, и Галя узнала, что его зовут Миша. Он заглянул через её руку в альбом и шепотом убил все её старания: «У нас так не рисуют!» она побледнела, но докрасила последние буквы и обвела края. Перед концом урока учитель ходил по рядам и ставил оценки. Подойдя к Гале он, внимательно осмотрел её работу и уверенно вывел какую -то загогулину. Это была никак не цифра, не оценка, это больше походило на какое то слово…но какое? Это был конец всем её надеждам на успех. Прозвенел звонок, почти все выбежали из класса, а Галя сидела и тупо смотрела на рисунок…,мысли проносились в голове разные…
- Ты новенькая? – услышала она рядом.
-Да…шепотом проговорила Галя.
- А почему не идешь на перемену?
- ??? «Двойка…»-Галя молча указала пальцем на «загогулину».
Девочка засмеялась.
- Это вовсе не двойка. Это же пятерка! – пояснила она.
- Ну а это что такое? –Галя провела по всей длине загогулины.
- А-а-а….это Иван Павлович так ставит оценки. Сначала оценка и сразу за ней роспись. А пятерка очень похожа на первую букву его фамилии Брюхов и он её не пишет, а сразу ставит следующие буквы. Вот так! А ты расстроилась? Убирай все и пошли на перемену, а я сейчас форточки открою.
Прошел первый день. На неделе Нина Николаевна пришла в класс, чтобы выбрать актив. Сначала выбирали старосту класса. Никто не хотел быть старостой, пытались свалить на другого. И вдруг кто- то предложил её. Она замерла, вдавив голову в плечи. Все обернулись на неё.
Кто- то прокричал: «Она согласна!» Учительница недоверчиво покачала головой, пытаясь возразить, но лес рук поднялся вверх. Она пробормотала : «Ладно, поможем,,,» и записала что-то на листочке. Затем выбрали звеньевых, ответственных за труд, санитаров, физруков и ещё кого то…Галя уже ничего не понимала…она и слов некоторых не знала, не знала о чем они говорят.
После уроков гурьбой шли в интернат. А потом строем в столовую. Столовая была большая, на две половины левую и правую. Дежурные разносили суп. Девочки Наташа, Люся и Галя сели за свой стол и неторопливо стали есть суп. Всё было очень вкусно, так, во всяком случае, показалось Гале.
Но Наташа водила ложкой по тарелке, отодвигая капусту. Люся ела хорошо. Гале суп понравился, принесли второе, картошку с котлетой.
Котлет бабушка не делала, но Галя их попробовала на пароходе. В деревне в основном варили в печи, почти ничего не жарили, а пекли.
Например, картошку в печи пекли в мундире. И первое, и второе в чугуне. Ко второму подали красный круглый плод. Галя взяла его в руки. Он был красивый, яркий и гладкий.
-Что это, яблоко? –недоверчиво спросила Галя, хотя яблоко она уже пробовала.
-Это помидор…-сказала Люся и надкусила свой помидор, обильно посыпав его из солонки.
-Попробуй, только не соли, а песочком посыпли, так вкуснее – посоветовала Наташа.
Галя поднесла помидор ко рту, понюхала и откусила кусочек. Вкуса совершенно не было. Она откусила побольше, вытекла в рот безвкусная мякоть…Галя выплюнула всё на тарелку и тут же положила оставшуюся часть помидора. Он ей совсем не понравился, и с тех пор все помидоры доставались девочкам.
Она не пила и томатный сок. К остальному она привыкла. Очень многие продукты она не встречала в деревне. С удовольствием пила «Лимонад», хотя первые ощущения от лопающихся пузырьков были неприятны и она сначала испугалась. Но на вкус «Лимонад» понравился.