Искусство советского фарфора отражает историю нашей страны со всеми сложностями и противоречиями того далекого и непростого времени.
В 1918 году Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге был национализирован и передан в ведение Народного комиссариата просвещения.
Комиссаром завода был назначен опытный специалист по керамике П.К. Ваулин.
Завод получает наименование -Государственный фарфоровый завод.
По заданию партии фарфоровый завод приступает к выпуску агитационного фарфора.
Агитационный фарфор – это уникальное явление в русском искусстве.
Посуда, тематическая скульптура и даже фарфоровые шахматные фигуры, должны были стать вестью из прекрасного будущего, за которое билась советская страна в страшных боях с голодом, разрухой, интервенцией.
Революционный по содержанию, идеальный по форме, безукоризненный по техническому исполнению.
Показать с позитивной стороны достижения революции.
Таким согласно Ленинскому плану монументальной пропаганды должен был стать и фарфор.
Под руководством Сергея Васильевича Чехонина (1878-1936) на Ленинградский фарфоровый завод были привлечены лучшие художественные умы того времени;
Суетин Николай Михайлович (1897-1954);
Кандинский Василий Васильевич (1866-1944);
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (18978-1939);
Малевич Казимир Северинович (1879-1935);
Степанова Варвара Федоровна (1894-1958),
Альтман Натан Исаевич (1889-1970),
Данько Наталья Яковлевна (1892-1942),
Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957).
Никогда более ни одна фарфоровая мануфактура мира, не могла похвастаться таким созвездием имен.
Для одних работа на фарфоровом заводе была художественным экспериментом, для других стала делом всей жизни.
Сегодня не понятно, как на одном заводе в одних мастерских могли уживаться авангардисты, классики и приверженцы народной росписи.
Директором Ленинградского фарфорового завода С. В. Чехониным было установлено железное правило, каждому художнику давалась полная свобода для творчества.
Каждый художник по-своему представлял мир советского художественного искусства, воплощенного в хрупком фарфоре.
«Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух». (А. Блок).
Создавая впервые уникальные, не бывалые в истории образцы декоративно-прикладного искусства художники не хотели, чтобы их работы стали раритетами, единичными экземплярами, а шли к широким массам.
Лозунги для агитационного фарфора утверждались на самом верху.
Всего двадцать восемь изречений.
Среди них изречения Маркса, Бакунина, Овидия, Конфуция, Достоевского.
Но самое удивительно что на агитационном фарфоре встречаются чуть измененные изречения из Евангелия.
Но советский агитационный фарфор превратился не только в средства массовой агитации, но и в весомую статью экспорта.
К 1921 году агитационный советский фарфор очень популярен во всем мире.
Тираж выпуска этих изделий был небольшим, поэтому цена была довольно высокая.
Но для того, чтобы нести советскую идеологию в массы, необходимо было выпускать продукцию широкого потребления.
Огромный вклад в становление нового авангардного направления в искусстве сделала скульптор Н. Данько.
Она создавала агитационные скульптуры, которые высоко ценятся современными коллекционерами.
Уникальной художницей была ученица Николая Рериха, Щекотихина-Потоцкая.
Она привнесла в агитационный фарфор озорные и красочные фольклорные нотки.
Самые известные её сервизы связаны с русскими сказками – «Снегурочкой» и «Коньком-Горбунком», но не менее интересны декоративные предметы, посвящённые народным традициям: «Материнство», «Гармонист», «Танцы».
В 1920 году заготовки фарфоровой посуды из императорских запасов закончились.
Приглашенные С.В. Чехониным художники занялись разработкой форм и декора, соответствующих передовым идеям авангардизма.
Ярким представителем авангардизма безусловно являлся Казимир Малевич.
Им в этот период создан культовый чайный сервиз «Паровоз».
Выпуск основной массы агитационного фарфора приходится на период до 1939 года.
После Великой Отечественной войны выпуск такого рода вещей стал если не большой редкостью, то, по крайней мере, не таким уж частым явлением.
В 2017 году к столетию Октябрьской революции уже Императорский фарфоровый завод выпустил ограниченным тиражом изделия из агитационного фарфора.
Агитационный фарфор и в наше время является желанным в любой коллекции.