Войско хана Батыя вторглось в пределы Росу в декабре 1237 года. Рязанское княжество стало первой русской землей, которое подверглось разорению. Это событие описано во многих старинных летописях. Даже сохранилось художественное произведение «Повесть о разорении Рязани Батыем». В повести есть много деталей, про которые в летописе не говорится. Среди всего остального там рассказывается и про подвиг Евпатия Коловрата.
В «Повести» говорится о том, что Евпатий Коловрат был одним из знатных бояр Рязанского княжества. В то время, когда он узнал о нашествии Батыя на Рязань, он находился в Чернигове вместе с одним из рязанских князей Ингварем Ингваревичем. Судя по всему, Евпатий был одним из бояр княжеской свиты. Когда коловрат узнал новость, он бросил своего князя и с мало дружиной помчался из Чернигова к Рязани. Но на месте Рязани он обнаружил лишь пепелище и трупы. Но не смотря на это, ему как-то удалось собрать дружину в 1700 человек и пуститься по следам Батыя. Уже где-то в суздальской земле он нагнал войско грозного завоевателя.
Там дружина Коловрата напала внезапно «на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешались все полки татарские. И стали они словно безумные и пьяные. И бел Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись…Почудилось татарам, что мертвые восстают.»
Батый направил Хостоврула, сына своего шурина, захватить живьем Коловрата. Но Коловрат разрубил пополам Хостоврула. Только с помощью стенобитных катапульт, татары смогли одолеть дружину Коловрата. Евпатий погиб. Его тело принесли Батыю. Хан похвалил храбрость сраженного врага, а его тело отдал его дружинникам, которых из-за уважения к доблести их предвадителя отпустил. Некоторые сообщают дополнительные сведения про Евпатия. Отчество у него было Львович. Дружинники привезли его тело в Рязань, где его похоронили торжественно в январе 1238 года.
Предлагаем разобраться со всеми сведениями и сопоставить с известными фактами. Как и положено героическому сказанию, «Повесть» изобилует фантастическими эпизодами и эпическими преувеличениями. Разумеется, что абсолютно не эффективно использовать стенобитное орудие, против живой силы, и что орудие , которое «пороками» именовали на Руси, упомянуто только для того, чтобы подчеркнуть ярость Коловратской дружины. Судя по всему, именно «пороки» больше всего поразили русских из всего военного арсенала монголо-татарской орды. Русские приписывали этим орудиям свойство чудо-оружия.
Непонятно, где Коловрат смог собрать дружину из 1700 мужей, ведь перед этим все Рязанские земли подверглись опустошению и все ратные люди полегли в боях. Если это не полный вымысел, то возникает вопрос – где же эти люди отсиживались, пока захватчики нападали на земли? Хотя, древние источники всегда грешат в том, что касается масштабов стихийного бедствия, количества войск или погибших в боях. Само упоминание о том, что КОловрат перед погребением был отпет в Соборе Рязани говорит о том, что город далеко не весь был разрушен, если только эпизод с торжественными похоронами не придумали позже.
Но есть и подробности, которые придумывать было не зачем. К примеру, сын шурина Батыя был упомянут по имени – Хостоврул. Это монгольское, а не тюркское имя. Насколько известно, до сих пор, никто из историков не попытался пояснить, откуда автор мог знать имя шурина Батыя, ни его происхождение.
Эта «Повесть» известна по нескольким спискам, древнейшие из которых не ранее второй половины 16 века, то есть она отстает от описанных событий более чем на три столетия. Правда, все считают, что сложена она была не позднее чем в конце 13 века. Следует отметить, что все датировки памятников того времени только гипотетические.
Историки даже сомневаются в существовании самого князя Ингвара Ингваревича, если это только не Ингварь Игоревич – рязанский князь, который правил с 1217 года. Вот только он умер в 1235 году. Но известие о его смерти в том году единичное, так что нельзя исключать, что он был жив в 1237 году. В «Повести» говорится, что в Рязани Батыю оказали сопротивление князья Олег и Юрий Ингваревичи (то есть его сыновья) и оба погибли. Так что невозможно установить, с каким именно князем Коловрат был в Чернигове. Но нет ничего невозможного в том, что он и сам там был на момент вторжения Батыя. Как известно, рязанские князья были ветвью Ольговичей, которые княжевали в Чернигове и между ними были тесные отношения.
Не смотря на множество неправдоподобных деталей, Евпатий Коловрат может вполне быть признан исторической личностью. Нет никаких противопоказаний тому, что рязанский боярин с таким именем на самом деле был, и что он в 1237 году был в Чернигове, и не успел на родину до схватки с Батыем, что он собрал уцелевших воинов и нападал на оставшиеся отряды монголов. Со временем, народная молва приписала Евпатию героические подвиги и сделала его героем сюжета героической саги.
Интересно, что Коловрат – это не фамилия. В то время на Руси вообще фамилий не было. По отцу Евпатий был Львовичем. Коловрат могло быть вторым именем или прозвищем. В то время князья Рюрикова дома носили скандинавские и славянские имена, и известны больше именно под ними, а не под христианскими именами, которые давали после крещения. На Руси тогда была традиция давать второе имя, которое связано с человеческим качеством. КОловрат – значит оброщающийся, поворачивающийся. Не исключено, что имя ему зали за ловкость в рукопашном бою.