Найти тему
Как это было

Как бывшему турецкому рабу удалось стать российским графом

Семидесятый год восемнадцатого века. Возле Кутаиси русским военным удалось вызволить мальчишек из лап турецких захватчиков. Их уже планировали сделать янычарами, рабами и успели выполнить обрезание. Детей решили отправить в столицу, но почти все не перенесли длительной дороги из-за болезни.

Лагерь янычар
Лагерь янычар

Оправиться удалось всего одному ребенку. Вместо иностранной фамилии, его записали «Кутайсовым». Наследник престола Павел Петрович получил мальчишку в дар от своей матери.

Кутайсов моментально оказался любимцем наследника. Будущий император лично финансировал дорого проживание и обучение бывшего раба за границей, где он осваивал парикмахерское ремесло. Уже в российской столице парень получил звание цирюльника при цесаревиче. Умный, ловкий и достаточно хитрый иностранец получил шанс вести с будущим монархом неофициальные беседы.

Кутайсов Иван Павлович
Кутайсов Иван Павлович

Своей любовницей француженкой Кутайсов даже не брезговал делиться с монархом, и эта парочка оказывала на него сильное влияние. Чтобы получить расположение Павла Первого, аристократам приходилось находить подход к бывшему рабу или иностранной куртизанке.

Девице (которую звали Шевалье), приписывали самые разные «заслуги». Именовали ее и французской шпионкой. Даже попытку найти общий язык с Наполеоном назвали результатом влияния фаворитки и новоявленного графа.

С подачи вчерашнего раба, Павел разорвал отношения с Екатериной Нелидовой и стал выделять Анну Лопухину. Лопухины всей семьей снова пользовались расположением монарха, получая лучшие должности. Да и сам бывший раб именно по личному указу монарха стал графом.

Павел I
Павел I

Лопухиной не удавалось укрощать бурный нрав Павла Петровича, в отличие от Нелидовой. Все винили новоявленного графа.

Говорили, что перед самым покушением на монарха у Кутасова в руках было анонимное письмо с предупреждением о заговоре, но ему лень было его открывать. Граф вполне мог бы спасти правителя.

Сам же бывший раб в день переворота предпочел бежать. К Степану Ланскому он попал прямо в халате. Побывали мятежники и в доме француженки, обязали ее покинуть страну за два дня. Графу же повезло лишиться места при дворе, недолго переживать из-за домашнего ареста, и проводить свои дни в имении, полученном от императора.