Добро пожаловать на мой канал. Меня зовут Ольга, и я Маркетолог. Здесь мы будем говорить о том, что такое Маркетинг, о рекламе, а еще немного о бизнесе и экономике.
Я занимаюсь маркетингом и рекламой около 11 лет. Но пока сапожник без сапог. Пора это исправить.
Мой путь начался с раздачи листовок возле касс магазинов, затем я стала дизайнером в небольшом рекламном агентстве, контент-менеджером, маркетологом и руководителем отдела маркетинга. Получив огромный опыт на поле боя в бизнесе, решила с Вами поделиться, как все начиналось и куда мы идем.
Маркетинг - очень быстро развивающаяся сфера, хотя и очень молодая.
Маркетингу как направлению деятельности и как науке чуть более 100 лет, а в России он появился около 30 лет назад с переходом на рыночную экономику (те самые сложные 90-е). Основная задача маркетинга - удовлетворить потребности клиента. (Если кто-то считает, что привести клиента на завалявшееся барахло, то сильно ошибается). В 90-е потребности людей, ограниченных ранее реалиями плановой экономики, было много, начиная с еды и "заморской" одежды и заканчивая стремлением выбраться из нищеты методами посещения целителей и новоиспеченных проповедников. В одно мгновение четкий и спланированный мир, где денег, кажется, хватало на все, но купить было нечего, рухнул. Появился новый мир, в котором стали появляться те, кто эти потребности удовлетворял, появился бизнес. Неискушенному читателю может показаться, что денег в 90-е у населения не было, и отчасти будет прав. Но только отчасти. Во-первых, никто не отменял базовые потребности - еда и одежда, на которые хочешь-не хочешь, деньги найдешь; а во-вторых пласт людей с деньгами всегда есть, и был он и в 90-е. А бизнесменов пока было мало. Вспомним классику экономики: есть спрос, мало предложения, цена взмывается вверх с неимоверной скоростью. Причем здесь маркетинг, спросите вы? Все очень просто, маркетинг - многогранная сфера, включающая в себя принципы управления ценой и качеством продукта, продвижение (в том числе и рекламу), логистику. Задача маркетинга в 90-е проста: рассказать "я здесь есть" и выбрать место, где продать товар. С последним легко справлялись сами предприниматели (поколение постарше помнит барахолки и стихийные рынки), а вот для рекламы нанимали рекламистов: баннер напечатать, листовки, ролик снять. Было много имиджевой рекламы. Нужно было просто заявить о себе. Понятие рекламы и маркетинга долгое время были тождественны.
Но так не могло продолжаться вечно. Предпринимателей становилось все больше, на рынок активно приходили иностранные компании. Иностранные компании управляли всем комплексом маркетинга: совершенствовали продукт, занимались ценообразованием, строили бренд... Российские предприниматели услышали новое слово "маркетолог". Маркетологов стало модно нанимать. Но чем должен заниматься этот странный человек в компании? Никто не знал. Вот и стал маркетолог козлом отпущения: визитки печатал, баннеры заказывал, корпоративы устраивал. Было так, что и маркетолог сам не знал, чем должен заниматься. Бывший секретарь или юрист просто не могли получить образование (маркетинг только начинали преподавать, обилия курсов не было). Лишь немногим удавалось устроиться в те самые иностранные компании и перенять бесценный опыт зарубежных коллег. Остальные довольствовались малым: пытались копировать. Пробовали раздавать листовки у метро, делать рекламу, разрабатывать слоганы. Как правило, один человек брал на себя много задач, и по факту не был хорош ни в чем. Это была эра "многорукого многонога". К сожалению, она и сейчас еще до конца не закончилась. И некоторые предприниматели до сих пор не понимают, чем должен заниматься маркетолог и, главное, зачем. Но об этом поговорим в следующий раз.
Многое изменил Интернет. Он дал много возможностей и много головной боли. Бизнес ворвался в сеть реактивным двигателем. Сначала все стали делать сайты, потом настраивать контекст, потом вести социальные сети и рекламироваться там. И поначалу это работало. Но с каждым годом все больше и больше бизнесменов шли в Интернет. Маркетолог и digital-маркетолог стали восприниматься тождественно. И это новая ловушка, подаренная курсами "коучей" из сети. Предприниматель ищет волшебника со списком ключевых слов, не может его найти и перестает верить в Маркетинг. А конкуренция все выше и выше. Бизнес рушится, малый бизнес закрывается, и вот уже маркетплейсы и экосистемы врываются в новый мир. На соседней улочке вместо ларька с продуктами питания и круглосуточным алкоголем открывается новый "Магнит" или "Дикси", вместо рынка за джинсами Вы и сами идете на "Wildberries". Пандемия Covid-19 только ускорила начавшиеся процессы трансформации.
И выхода нет? Конечно есть, ведь в каждом новом мире кто-то находит свое место, а кто-то теряет. Находит, как правило, тот, кто оказывается в нужном месте и в нужное время с нужным предложением. Или тот, кто сам создает это место и время (что сложнее). И помогает ему в этом Маркетинг. Именно помогает, но не лечит бизнес от всех проблем. Да, появляются новые инструменты, появляются новые концепции, меняются требования. Но брать их все разом, пытаясь приделать мартышке очки, бессмысленно. Сначала всегда строится база, а не нее, как бусины, насаживаются инструменты. Чтобы эти бусы у всех были разные, и инструменты должны быть разные. Но бусины без нити - просто бусины. На шею их не надеть.
Маркетинг быстро меняется? Инструменты появляются новые. Но должен быть каркас, основа Маркетинга, база. С нее начинается бизнес.
#маркетинг, бизнес, профессия маркетолог