1709 год. Франция
20 января 1709 года скончался духовник госпожи де Ментенон, тайной жены короля Людовика XIV (1) и некоронованной правительницы Франции.
Современники с удивлением отмечали трансформацию короля Франции, который в начале своего правления величался «Король Солнце», гордо заявлял «Государство – это я», не терпел чьих-либо возражений в безвольного подкаблучника, не имевшего своей воли и делавшего что-либо лишь с позволения своей тайной супруги – госпожи де Ментенон.
Умершего духовника госпожи де Ментенон звали отец Лашэз (вар.: ла Шез). Он был членом ордена иезуитов. Когда отец Лашэз тяжело заболел, и стало ясно, что жить ему осталось недолго, он сообщил об этом королю и госпоже де Ментенон. Король предложил отцу Лашэзу назвать имя своего преемника. Преемник был назван – член ордена «Святого Иисуса», отец Теллье.
Король пожелал, чтобы ему представили преемника отца Лашэза - им оказался человек среднего роста, неприятной наружности, с мрачной физиономией, на лице которого было ясно написано, что этот человек лицемер и фанатик одновременно. Королю отец Теллье не понравился, зато госпожа де Ментенон была от него в восторге, а потому, после смерти отца Лашэза именно отец Теллье занял его место при короле и госпоже де Ментенон.
О характере отца Теллье говорит тот факт, что первое, с чего он начал свою деятельность, став духовником госпожи де Ментенон, – была расправа со всеми своими личными врагами. Затем он инспирировал преследования инакомыслящих, более жестокие, чем при всех предшественниках.
А когда, как-то король спросил мнение отца Теллье по вопросу о налогах: стоит ли их повышать в разоренной войной и голодом Франции, отец Теллье ответил: «Государь, достояние ваших подданных – ваша собственность!», и посоветовал повысить налоги.
О влиянии при дворе отца Телье говорит тот факт, что к нему не гнушались подольститься и церковные иерархи высшего уровня, например архиепископ Реймский.
Будучи с визитом во дворце короля, архиепископ встретился с отцом Теллье и начал свою беседу с фразы:
- Отец мой, мы, кажется, родственники.
- Не думаю, - последовал весьма резкий ответ.
- Но мне казалось, что в моей родословной…
- Вы не найдете в ней ничего, чтобы касалось меня, так как мой отец был простой крестьянин из Нормандии.
- Я родом из Шампани, - признался архиепископ, - но…
Отец Теллье, который знал, что дед архиепископа был виноторговцем, немедленно ухватился за слова гостя из Реймса и так объяснил, почему они не могут быть родственниками:
- Вы родом из провинции, где все пьют вино, я же из провинции, где вина нет, там пьют лишь сидр. А потому невероятно, чтобы кто-то из вашей провинции – Шампани – перебрался бы в мою провинцию – Нормандию, - последовал ответ отца Теллье и на этом вопрос о родственных связях архиепископа с отцом Теллье был закрыт.