Найти тему
UrbanDzen

Скоростной режим и как влияет на безопасность

На этой неделе на предложение о снижении нештрафуемого порога с 20 до 10 км/час отреагировали отрицательно многие политики. Так, сенатор и секретарь генсовета "Единой России" Андрей Турчак назвал инициативу откровенно вредной и имеющей цель "поглубже залесть в карманы граждан", а председатель Государственной Думы Вячеслав Володин считает, что "подобные предложения не имеют под собой серьезных расчетов и оснований", а их реализация "повлечет за собой повышение коррупции".

В конце декабря 2021 года мэрия Москвы предложила правительству и МВД снизить нештрафуемый порог скорости в Москве с 20 до 10 км/ч.

Это предложение уже не первый раз обсуждается, и каждый раз его принимать отказываются, называя это "грабежом простого населения" и "попыткой увеличить собираемость штрафов". Так ли это? Давайте разбираться.

Скорость - это один из основных факторов безопасности движения на дорогах. По данным ВОЗ, высокая скорость становится причиной 30% смертей на дорогах в странах с высоким уровнем дохода, а в странах с средним и низким уровнем дохода - примерно половины от всех смертей в ДТП.

Вероятность выживания пешехода при столкновении напрямую зависит от скорости, с которой едет автомобиль. При 30 км/час шансы человека выжить составляют 90%, при 45 км/час - 50%, при 50 км/ч - 40%, при 60 км/ч - 10%. При скорости в 80 км/ч вероятность выжить близка к нулю.

-2

Страдают от скорости, разумеется, не только пешеходы, но и водитель с пассажирами. Так, при столкновении на скорости 80 км/ч вероятность гибели для пассажиров машины в 20 раз выше, чем на скорости 30 км/ч.

Однако сегодня в российских городах действует ограничение скорости в 60 км/ч. Само по себе это много (вспоминаем про 10% вероятности выжить при столкновении), но даже такой скоростной режим можно нарушать на 20 км/ч и не получить штрафа. По сути, в городе можно ехать с скоростью 79 км/ч (смерть гарантирована) при разрешенных 60 и это как бы можно.

Также рассуждают и большинство водителей, относящиеся к знаку как к рекомендации, автоматически прибавляя +20 км/час.

В нашей стране в 2020 году погибло примерно 16 тысяч человек в ДТП. Одна из главных причин этого - скорость.

В этом плане Россия - уникальная страна, где закладывается столь большой нештрафуемый порог. Если посмотреть на другие страны, то там и близко нет "погрешности" в 20 км/ч:

10 км/ч

  • Хельсинки (30 км/ч на обычных улицах и 40-50 км/ч на главных)
  • Минск (60 км/ч)
  • Пекин (30 км/ч на однополосных улицах и 70 км/ч на основных улицах)

7 км/ч

  • Сан-Паулу (50 км/ч и 30 км/ч в жилых районах)

5 км/ч

  • Цюрих (50 км/ч)

3,2 км/ч

  • Лондон (48 км/ч)

3 км/ч

  • Берлин (50 км/ч)
  • Копенгаген (50 км/ч)
  • Стокгольм (50 км/ч)
  • Осло (50 км/ч)
  • Таллин (50 км/ч)
  • Амстердам (50 км/ч)

Нет нештрафуемого порога (на усмотрение полицейского)

  • Нью-Йорк (40 км/ч)
  • Торонто (50 км/ч)
  • Токио (60 км/ч, 30 км/ч в переулках и 40 км/ч в жилых зонах)

При этом во всех этих городах (кроме Пекина и Сан-Паулу) смертность в ДТП на 100 тыс. человек меньше, чем в Москве.

-3

Получается, что снижение нештрафуемого порога и более того, переоценка скоростного режима в наших городах - это мера, которая необходима для спасения несколько тысяч человек каждый год. Однако этому мешает скептицизм с одной стороны и популизм с другой.