Найти в Дзене

Верещагин и Уикс - близнецы-братья

Меня всегда очень привлекал метод «двойного портрета». Помните, у Плутарха – «Сравнительные жизнеописания». А может Плутарх и не сам это выдумал, а у кого-то позаимствовал? Но эффект великолепный, особенно когда можно посмотреть наглядно.

Василий Васильевич Верещагин родился в 1842 году в городе «Че». Не пугайтесь, это Череповец так называется, был я там недавно, так у них все столбы такими плакатами завешаны с соответствующей картинкой. Через 7 лет, в Бостоне, штат Массачусетс родился Эдвин Лорд Уикс. Их жизненные пути один раз почти совпали. В 1864 году Василий Васильевич Верещагин, окончив до этого Морской кадетский корпус и Академию художеств, приехал в Париж, учиться у прославленного тогда Жана-Леона Жерома. В Париже Верещагин обучался (с перерывами) до 1866 года. Эдвин Лорд Уикс в молодости учился понемногу, перемежая учёбу с путешествиями, а в 1872 году, приехал в Париж… учиться у Жана-Леона Жерома.

Чувствуете нарастание синхронности? Я же не зря говорил – «двойной портрет». Дальше – больше. В итоге и тот и другой оказались на Востоке, но не просто в «мире Ориент» а дальше и глубже – в Индии. И вот начиная отсюда, я хотел бы не рассказывать, а показывать, а выводы вы будете делать сами.

Отмечу только что Василий Васильевич Верещагин в итоге «забрался» чуть дальше на Восток – в Восточный Туркестан, Китай и Японию. Уикс остановился на Индии.

Конечно, следует признать большое несходство главных героев в том, что Верещагин это не только картины Востока, но ещё и батальная живопись, и огромный миротворческий порыв. Но сегодня я буду говорить о том, что объединяет. В любом случае есть одно несомненное сходство. Это почти что «репортажная» живопись. Это живой, реальный Восток тех лет, а не фантазии о нём европейцев, многие из которых знали Восток только по беллетристике о наложницах в гаремах.

Художники и ушли из жизни синхронно. Эдвин Лорд Уикс в 1903, Василий Васильевич Верещагин, как известно, трагически погиб в 1904 в результате подрыва на мине броненосца «Петропавловск» в ходе преступной авантюры развязанной ОПГ Гольштейн-Готторпов, именуемой русско-японской войной.

Я предлагаю сегодня устроить небольшую перекличку между двумя художниками. Картины вовсе не обязательно должны совпадать, хотя подобное и не исключается.

В.В. Верещагин. Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде
В.В. Верещагин. Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде
Эдвин Лорд Уикс. Рынок возле мечети Вазир Хана в Лахоре
Эдвин Лорд Уикс. Рынок возле мечети Вазир Хана в Лахоре
В.В. Верещагин. Верблюд во дворе караван-сарая
В.В. Верещагин. Верблюд во дворе караван-сарая
Эдвин Лорд Уикс. Королевский слон
Эдвин Лорд Уикс. Королевский слон
В.В. Верещагин. Повозка богатых людей в Дели
В.В. Верещагин. Повозка богатых людей в Дели
Эдвин Лорд Уикс. Около гхаты (место для омовения) Матхура (город)
Эдвин Лорд Уикс. Около гхаты (место для омовения) Матхура (город)
В.В. Верещагин. Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре
В.В. Верещагин. Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре
Эдвин Лорд Уикс. Прибытие махараджи в форт Амбер
Эдвин Лорд Уикс. Прибытие махараджи в форт Амбер
В.В. Верещагин. Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Агре
В.В. Верещагин. Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Агре
Эдвин Лорд Уикс. Священные голуби. Джайпур
Эдвин Лорд Уикс. Священные голуби. Джайпур
В.В.Верещагин. Всадник-воин в Джайпуре
В.В.Верещагин. Всадник-воин в Джайпуре
Эдвин Лорд Уикс. Великий Могол и его двор возвращаются из Великой мечети. Дели
Эдвин Лорд Уикс. Великий Могол и его двор возвращаются из Великой мечети. Дели
В.В.Верещагин. Колоннада в Джайнском храме на горе Абу вечером
В.В.Верещагин. Колоннада в Джайнском храме на горе Абу вечером
Эдвин Лорд Уикс. Праздник в Фатехпур-сикри
Эдвин Лорд Уикс. Праздник в Фатехпур-сикри
В.В.Верещагин. Гробница Шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри
В.В.Верещагин. Гробница Шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри
Эдвин Лорд Уикс. На реке Бенарес
Эдвин Лорд Уикс. На реке Бенарес
В.В.Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре
В.В.Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре
Эдвин Лорд Уикс. Мавзолей Тадж-Махал в Агре
Эдвин Лорд Уикс. Мавзолей Тадж-Махал в Агре

Осталось ответить на последний вопрос: «Какую же цель преследует автор?». Правильных ответа два: первый - мне интересно как будут выглядеть очень родственные художники при близком сопоставлении (перемешивании) их работ, второй – с учётом того, что мы говорим об одном и том же «объекте» изображения получается красивый «стерео-эффект».

А на «извечное геополитическое противостояние» России и США мне, как бы это поинтеллигентнее выразиться – очень сильно плевать. Пусть об этом пропагандоны визжат, а я пойду картины рассматривать.

Сегодня я предстал в образе вредного мальчишки, который с удовольствием подложил острую кнопку на стул любителям покричать: «Русское искусство выше и глубже европейского, уж, не говоря про американское», а под шумок сунет вторую гордо декламирующим: «Нет в русском искусстве ничего хорошего».

Я давно отношу обе партии как ультра-патриотов, так и супер-русофобов к категории не слишком умных людей. Собственно, и статья эта написана с прямым умыслом, по предварительному сговору группой лиц, без смягчающих обстоятельств, с целью высмеять обе вышеуказанные точки зрения. В содеянном не раскаиваюсь, о снисхождении не прошу

#двое_об_одном