Меня всегда очень привлекал метод «двойного портрета». Помните, у Плутарха – «Сравнительные жизнеописания». А может Плутарх и не сам это выдумал, а у кого-то позаимствовал? Но эффект великолепный, особенно когда можно посмотреть наглядно.
Василий Васильевич Верещагин родился в 1842 году в городе «Че». Не пугайтесь, это Череповец так называется, был я там недавно, так у них все столбы такими плакатами завешаны с соответствующей картинкой. Через 7 лет, в Бостоне, штат Массачусетс родился Эдвин Лорд Уикс. Их жизненные пути один раз почти совпали. В 1864 году Василий Васильевич Верещагин, окончив до этого Морской кадетский корпус и Академию художеств, приехал в Париж, учиться у прославленного тогда Жана-Леона Жерома. В Париже Верещагин обучался (с перерывами) до 1866 года. Эдвин Лорд Уикс в молодости учился понемногу, перемежая учёбу с путешествиями, а в 1872 году, приехал в Париж… учиться у Жана-Леона Жерома.
Чувствуете нарастание синхронности? Я же не зря говорил – «двойной портрет». Дальше – больше. В итоге и тот и другой оказались на Востоке, но не просто в «мире Ориент» а дальше и глубже – в Индии. И вот начиная отсюда, я хотел бы не рассказывать, а показывать, а выводы вы будете делать сами.
Отмечу только что Василий Васильевич Верещагин в итоге «забрался» чуть дальше на Восток – в Восточный Туркестан, Китай и Японию. Уикс остановился на Индии.
Конечно, следует признать большое несходство главных героев в том, что Верещагин это не только картины Востока, но ещё и батальная живопись, и огромный миротворческий порыв. Но сегодня я буду говорить о том, что объединяет. В любом случае есть одно несомненное сходство. Это почти что «репортажная» живопись. Это живой, реальный Восток тех лет, а не фантазии о нём европейцев, многие из которых знали Восток только по беллетристике о наложницах в гаремах.
Художники и ушли из жизни синхронно. Эдвин Лорд Уикс в 1903, Василий Васильевич Верещагин, как известно, трагически погиб в 1904 в результате подрыва на мине броненосца «Петропавловск» в ходе преступной авантюры развязанной ОПГ Гольштейн-Готторпов, именуемой русско-японской войной.
Я предлагаю сегодня устроить небольшую перекличку между двумя художниками. Картины вовсе не обязательно должны совпадать, хотя подобное и не исключается.
Осталось ответить на последний вопрос: «Какую же цель преследует автор?». Правильных ответа два: первый - мне интересно как будут выглядеть очень родственные художники при близком сопоставлении (перемешивании) их работ, второй – с учётом того, что мы говорим об одном и том же «объекте» изображения получается красивый «стерео-эффект».
А на «извечное геополитическое противостояние» России и США мне, как бы это поинтеллигентнее выразиться – очень сильно плевать. Пусть об этом пропагандоны визжат, а я пойду картины рассматривать.
Сегодня я предстал в образе вредного мальчишки, который с удовольствием подложил острую кнопку на стул любителям покричать: «Русское искусство выше и глубже европейского, уж, не говоря про американское», а под шумок сунет вторую гордо декламирующим: «Нет в русском искусстве ничего хорошего».
Я давно отношу обе партии как ультра-патриотов, так и супер-русофобов к категории не слишком умных людей. Собственно, и статья эта написана с прямым умыслом, по предварительному сговору группой лиц, без смягчающих обстоятельств, с целью высмеять обе вышеуказанные точки зрения. В содеянном не раскаиваюсь, о снисхождении не прошу
#двое_об_одном