Недаром есть у нас присказка "осадочек остался". Сколько бы не отстаивали мы свою правоту, отбиваясь от переписывателей истории, а червоточинки у многих остаются. Людей терзают смутные сомнения...
Тысячу раз назови белое белым - не помогает.
На днях отмечали годовщину Сталинградской битвы - не представляете, сколько мифов и легенд пришлось заново прочесть даже на страницах вполне вменяемых людей.
Но гораздо круче и умнее взялись за культуру. За наше наследие, на которое мое поколение уповает и нынче не надышится, ибо в новых выбросах кинематографа и театра, как говорится, нечего ловить.
Однако многочисленные ток-шоу, на которые сбегаются любители лишний раз засветиться в поисках легких денег, выбивают из-под ног и эту почву, казавшуюся незыблемой.
Приведу самый свежий пример. После ухода Леонида Куравлева я, не решившись оценивать его творческий и человеческий путь от своего имени, процитировала Василия Макаровича Шукшина.
Леонид Куравлев и Василий Шукшин, святые человеческие качества
Запись была сделана в 1966 году. Задолго до дискуссий Маши-Оли в общественном пространстве и обсуждения брака Лидии с Бари Алибасовым. Почти полвека назад.
Но это не спасло мою отсылку к мнению режиссера и человека, которого давно уже нет на земле.
И под публикацией, и в соцсетях мне сразу напомнили о "гусарском" стиле жизни писателя и попросили не "делать из него ангела".
Ежедневное раздевание и разувание наших - в хорошем смысле - кумиров, вытаскивание и полоскание на миру и на пиру всех деталей их личной жизни приводит почти к мгновенной девальвации того, что они нам оставили в литературе, театре и кино.
- Ах, это тот самый Васька! Знаем-знаем...
И падают ниц все, кого мы помнили и любили лишь по книгам и фильмам.
Не надо критических статей, глубокого погружения в произведения, изучения творческих методов, литературоведческих дискуссий.
Одно ток-шоу на федеральном канале - и гаснет свет. Плеснули грязью в лицо - и дело сделано. Особенно это просто, когда ответить уже некому.
Все мы без греха. Микеланджело тот еще был товарищ. И о Феллини, о Копполе, о многих литературных и кинематографических титанах можно многое нарыть.
Но бьют не в эти точки.
Шаг за шагом, страница за страницей, личность за личностью... Идут за теми, кто нам дорог. За людьми, которых, нам казалось, мы отлично знаем и помним. Из недавнего нашего прошлого.
Словно кому-то не дает покоя еще и культурное наследие разбитой, расколотой страны. Даже о том, что нас реально скрепляло, принято уже говорить только уничижительно.
Вы слышите, с какой интонацией произносят нынче выражение "духовные скрепы"? Может, оно не самое удачное для того, чтобы выразить суть объединявшего нас начала. Но зачем над ним издеваться? Придумайте лучше, если сумеете.
И, кстати, вытряхивание на свет Божий грехов нынешних и недавних кумиров подкладывает под то, что недавно еще называлось великим словом "культура", точно такую же бомбу.
Так что неизвестно, кто кого... И кто выживет в этих поединках. И останется глыбой в нашей памяти, несмотря ни на что.