Будучи в гостеприимной литовской столице не могли пройти мимо Виленского замка. В Нижнем, полностью восстановленном, сейчас Дом правительства и музей, а в Верхнем (Башне Гедемина) просто музей.
Если мы видим замок с музеем, пройти мимо не можем. Тем более, если замок времен крестоносцев, в самом что ни на есть любимом месте обитания тевтонских рыцарей. И неважно, что литовский князь Гедеминас оборонялся от них всеми способами (вплоть до лживого обещания Папе Римскому принять христианство). Все рамно, здесь все дышит суровым средневековьем и в таких музеях чувствуешь себя, как дома у какого-нибудь Гая Гисборна или замке Дракулы.
Нижний замок почти сравняли с землей в свое (после завоевания Российской империей Речи Посполитой в начале XIX века) время, но потом одумались, вспомнили о его уникальном стратегическом расположении и взялись восстанавливать.
Теперь в музее собрали все, что только смогли в буквальном смысле нарыть.
Итак, само строительство Нижнего замка относят к концу XIII — началу XIV веков, когда лежащее у подошвы Замковой горы. Тогда, по легенде, Великому Гедеминасу приснился огромный тур, который стоял на Замковой горе и орал громким голосом. Там князь понял, что здесь надо город строить. И замок, разумеется. Стены Нижнего замка, кстати, переходили потом в городские.
На первом этаже музея именно об этом речь и идет - об истории замка. Все, какие ни есть, остатки фундамента, тщательно раскопанные, здесь представлены, по стеклянным полам над ними можно ходить и рассматривать древнюю кладку и многочисленные макеты замка, относящиеся к разным периодам его истории. Обожаю эти макеты, такие миниатюрные кусочки истории.
Надо сказать, для инвалидов тут все предусмотрено тоже - подъемники, пандусы. На редкость безбарьерная среда, после наших российских суровых реалий просто чудно все это видеть, и грустно.
Полнейшая древнейшая история не только замка, но и народа, который здесь проживал.
Помнится, у Задорнова читала, что эти литовцы - потомки древних лютичей, переселившихся с берегов Двины, откуда их вышибли крестоносцы. Это еще в те времена было, когда только наш будущий князь Рюрик народился (тоже в тех местах).
Даже чучела древних птиц представлены, чтоб понимали, что тут и как было.
Сокол в клобучке и скелетик его.
Следом уже идет рассказ о становлении княжества Литовского, над которым немало поработал Гедеминас и сын его, тут карта всех их походов, прямо глаз не оторвать.
Внимательно изучая макеты, можно следить за тем, как развивалась крепость.
И еще одно местное искусство - изразцы. Печки их в пестрых изразцах - реверанс в сторону русской культуры (или мы у них переняли, или они у нас - неясно). Но множество образчиков этих превосходных изделий находится здесь в экспозиции, все не удалось сфотографировать, блики на гладких их поверхностях и на стеклах витрин мешают отобразить всю ту истинную красоту, какую не описать словами.
Но кое-что заснять удалось. Работа удивительно тонкая. Невероятно, если учитывать оснащение того периода.
Этим экспозиция первого этажа заканчивается, и нас ждет вход в мир, где мы познакомимся с убранством рыцарских и княжеских покоев.
Об этом в следующей публикации. И, да, поездка эта происходила в 2019 году летом, до пандемии.