Сейчас уже никто не стирает целлофановые пакеты, да их самих уже и нет, потому как всё нынче фасуется в полиэтилен; никто не чистит зубы зубным порошком, а моя бабушка была ему верна до последнего дня; никто не лепит на конверты марки, облизывая их оборотную сторону, а я ещё писала на летних каникулах, лет так двадцать пять назад, обычные письма своей школьной подруге...
Да много чего кануло в лету, особенно с приходом в нашу жизнь мобильных телефонов и интернета. Теперь практически у каждого виртуальная жизнь проходит параллельно реальной.
И даже здесь, в селе, интернет проник почти в каждый дом: все родители состоят в чатах, будь то детский сад или школа, имеют свои профили в различных соцсетях, даже представители более старшего поколения "зависают" на сайтах ВК и Одноклассники.
Никто не будет спорить - жизнь стала другой, прогресс последних десятилетий очень стремительно изменил и качество жизни, и нас самих.
И при этом всём, в двадцать первом веке, в период нанотехнологий среди обычных сельских жителей живут староверы. Их дети ходят в школу, они покупают кое-какие продукты в магазине, но они другие. Вообще-то есть и староверы, и старообрядцы, между ними есть ряд различий, но все здесь их зовут именно так - "староверы".
Как я узнала из интернета, многожество отличий между староверческой и общеправославной службой довольно специфические, сугубо церковные, но есть главные и понятные простому человеку: двуперстие при крестном знамении (крестятся двумя пальцами, а не тремя), крещение производится только путём троекратного полного погружения, исключительное использование восьмиконечного Распятия, четырёхконечное Распятие не используется, поскольку считается латинским, написание имени Исус с одной буквой «и».
В нашем селе есть церковь. Именно поэтому оно село, а не деревня. Но церковь (Покрова Пресвятой Богородицы) - староверческая. Лично я ни разу за все тридцать лет, которые мы сюда ездим, не была в ней, да меня бы и не пустили.
Как гласит история, эта церковь была построена в 1908 г. жителями села, вернувшимися с русско-японской войны. В 1930 г. была закрыта и выполняла функцию амбара. И только после освобождения района от немецких оккупантов служба возобновилась.
В селе живёт община староверов, они устраивают службу и только сами на неё и ходят. Один раз я видела - идут люди в каких-то мешковатых одеждах, подпоясанные, мужчины - с бородами, прям как в учебнике каком-то! Классический образ. Среди них были и дети, одетые также. Женщин не помню.
Староверы общаются преимущественно между собой, живут в уединении. Сосед рассказывал, что если у староверов попросить воды, они дадут, не откажут, но сами из этой чашки пить больше не будут, выбросят...
Какие уж тут нанотехнологии...