Город Камышлов – старинный город. Десятки лет краеведы разных возрастов изучают его, пишут рефераты, исследования. Однако рядом с ним в ХVII веке строились и развивались и другие населённые пункты, к примеру, деревня Насонова. Сведения о ней скудные. Собирать их приходится по слову, по строчке – но это путь любого исследователя.
В переписной книге Верхотурского уезда за 1680 год стольник Лев Миронович Поскочин не упоминает о деревне Насонова. Несколько позднее, по сведениям Н.К. Чупина, на землях, отведенных Камышловской слободе, основалось несколько деревень.
В Шадринском архиве хранится «План к назначенному городу Камышлову выгону, составленный в июне-июле 1785 года». Из плана следует, что Насонова расположена на северо-западе города, на правом берегу реки Камышловки. Через Насонову идёт дорога до деревни Солодиловой и дальше.
Границами нынешнего являются: железная дорога и река Камышловка. В 1885 году железная дорога провела четкую границу между Насоновой и соседствующей деревней Барабой.
Строительство её от Екатеринбурга до Тюмени велось под руководством Е. В. Богдановича, члена Совета Министра внутренних дел. В 1885 году Евгений Васильевич Богданович был избран Почётным гражданином Камышлова.
В 1877 году в деревне числилось 103 дома, жителей – 430 (213 мужчин и 217 женщин). Многие из крестьян постоянно жили и торговали в городе. С другой стороны, многие, причисленные к городским сословиям Камышлова, проживали своими домами в Насоновой.
Всероссийская перепись населения в 1897 году зарегистрировала в Насоновой уже 1155 человек. За семь лет число жителей выросло более чем на 70 процентов. Положение полусельского, полугородского пункта отразилось на застройке и планировке. Дома здесь сплошь одноэтажные, в большинстве случаев деревянные, наскоро сколоченные, которые до отказа были набиты рабочим людом. Благоустройства улиц почти не было. Уже тогда это была типичная рабочая слободка. В 1904 году в каждом доме в деревне Насонова проживало в среднем по 14 человек.
В 1905 году в Насонова насчитывалось уже 83 двора, занимающихся земледелием – 76, мужчин – 560, женщин – 625.
Наряду с сельским хозяйством и кустарными промыслами, часть жителей деревни была занята на различных работах в городе и на раструсной мельнице, построенной в 1908-1909 годах на берегу реки Камышловки. На территории бывшей мельницы располагалась баня. Быстрый рост Камышлова в конце ХIХ - начале ХХ столетия отразился на развитии деревни.
Мало кто знает, но в Насоновой была своя пожарная дружина. На 1 января 1913 года она относилась к числу «деятельных в 1-м страховом участке». К этому времени в Насонова насчитывалось 113 дворов. В 1929 году Насонова уже отмечалось в картах Камышловского района.
В мае 1919 года части Красной Армии перешли в наступление на всех участках фронта. Через Камышлов, мимо Насоновой, в Сибирь по железной дороге поползли эшелоны с награбленным добром. Под руководством большевистской организации железнодорожные рабочие станции Камышлов задерживали эвакуацию белых, устраивая на станции «пробки», помогали быстрее утверждать советскую власть. Белогвардейцы выстраивали всех рабочих станции, каждого десятого сажали в тюрьму, чтобы напугать и остановить партизан. Но никакие угрозы их не остановили и не устрашили.
Во время дежурства Ивана Берёзкина и Всеволода Поторочина в смене Николая Быстрова и сторожа Шурова произошел случай. Навстречу белогвардейскому эшелону был пущен паровоз и несколько вагонов с пшеницей. Белогвардейский эшелон потерпел крушение. Кто был машинистом? Это знали только И. Березкин и В. Поторочин.
На другой день белогвардейцы сделали обыск в их домах. Железнодорожников арестовали. Через два дня родные узнали, что Берёзкина и Поторочина нет в живых. Их, как Быстрова и Шурова расстреляли колчаковцы.
Чтобы увековечить память тех людей, переулок, по которому партизан увели на расстрел, назвали именем Ивана Берёзкина, а с открытием здесь 18 мая 1938 года и школы она стала носить имена Ивана Берёзкина и Всеволода Поторочина.
5 сентября 1958 года деревня Насонова вошла в состав Камышлова. Улица Первомайская стала называться - Насоновская, а Новая была переименована в Красных партизан.
Сегодня в Насонова 21 улица и один переулок: Берёзкина (Малышева), Жданова, Ирбитская, Михаила Калинина, Ключевая, Красных партизан (Новая), Кузнечная, Александра Куприна, Малышева, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Насоновская (Первомайская), Поторочина, Свободы, Степная, Терентия Сыскова, Николая Томина, Иван Мичурина, Василия Колина, Ключевая, Ирбитская, 1955 км; переулок Красных партизан.
Самый старинный дом, постройки 1909 года, находится по улице Насоновская, № 27. Это единственная сохранившаяся каменная постройка.
Насоновская школа построена в 1938 году. Школа была подведомственна Закамышловскому сельскому Совету. В 50-е годы прошлого века она выросла до 7-летней, а в сентябре 1958 года школа была передана городу и стала считаться школой № 7.
Первым директором школы, с 7 августа 1939 по 22 июня 1941 года была Галина Васильевна Темерева. Школа была не штукатурена, стены бревенчатые. При школе располагалась квартира, но она пустовала. Занятия велись в одну смену. Работали в школе четыре учителя.
В 1940/41 учебном году случилось ЧП. Один из мальчиков, разыгравшись, выстрелил из рогатки и попал в портрет Сталина. С Мити Чуркина сняли за это красный галстук, а на директора донесли в НКВД. Вызвали по повестке в 22 часа вечера в НКВД. Все обошлось.
В штате школы была и техничка. Она делала много: приносила воду из колодца, кипятила ее в бачке, проводила уборку всей школы, приносила дрова и топила все печи, подавала звонки на перемены, т.к. в школе только у нее были часы.
Десять лет назад по улице Сыскова, дом № 34, велись земляные работы, копали выгребную яму. Во время работы, на глубине 3-х метров, были обнаружены неизвестные костные останки. Хозяин прибрал их, положил под навесом. Длина кости составляла длину 32, а ширина – 7 см. Потом эти останки были показаны и переданы руководителю клуба путешественников «Гренада» Ю.А. Васькову, который показал их специалистам в Екатеринбурге.
Заключение было таким: «Возраст костного фрагмента - 10 тысяч лет, ледниковый период. Возможно, это фрагмент реберной кости мамонта, носорога, а, скорее всего, широкорогого оленя».
Справочная литература:
1. Камышлов, Ср. Ур. Кн. Изд-во, Свердловск, 1956, 108-109 с.
2. «Екатеринбургская неделя», № 28, 1885г., с.474.
3. «Екатеринбургская неделя», № 30, 1886.г, с.482-483.
4. Смирных А.И. и др. «Уездные столицы»,
5. Камышловские известия, май, 2003
6. Камышлов, 1968 г.
7. Список населенных мест Пермской губернии, 1905г.
8. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. – 198-199, 203-204 с.
9. «Камышловские известия» («Край родной») № 134, 16.11.2004 г
10. Камышлов, Ср. Ур. Кн. Изд-во, Свердловск, 1956, 108-109 с.
11. КГГА, ф. 29, оп. 1, д. 45.
12. В. Шишонко. «Летопись Пермской губернии», с. 386.
13. Архипова Н.П. Природные достопримечательности
14. Екатеринбурга и его окрестностей. Аква-пресс. 2001. – 21-30 с.
15. Фонды школьного музея.