Знаменитый гений режиссуры, главный режиссёр Императорских театров и первый авангардный режиссёр в СССР, любимый ученик Константина Сергеевича Станиславского и создатель новейшей актёрской системы под странным названием «биомеханика», Народный артист Республики — Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Как так получилось, что в Москве у Мейерхольда сразу две могилы? Одна на Донском кладбище, а вторая на Ваганьковском. Об этом и многом другом вы узнаете прямо сейчас из этой статьи.
Карл Казимир Теодор Мейергольд (так в действительности звали Всеволода Мейерхольда) родился в городе Пензе в 1874 году. Мейерхольд был наполовину немцем, наполовину евреем. Причем отец Мейерхольда был крещённым евреем, а мать прибалтийской немкой. Сам Карл Мейергольд (их сын) принял православие и изменил имя на Всеволод — в честь своего любимого писателя Всеволода Михайловича Гаршина.
В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил театральное училище и стал работать в труппе театра Станиславского и Немировича-Данченко. Самостоятельную режиссёрскую деятельность Мейерхольд начал в 1902 году в украинском городе Херсоне. В 1906 году Мейерхольда пригласили в Петербург, предложив ему должность главного режиссёра в одном из Драматических театров.
В 1918 году на основанных Мейерхольдом Курсах сценического мастерства Мейерхольд вводит разработанный им курс так называемой «биомеханики» — гимнастики для актёров. Биомеханика — это театральный термин, введённый Мейерхольдом для описания разработанной им же системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актёра к выполнению данного ему актёрского задания. Биомеханика Мейерхольда была основана на концепциях русского физиолога и психиатра Владимира Бехтерева, американского инженера Фредерика Тейлора и американского психолога Уильяма Джеймса.
В 1920 году Мейерхольд основывает свой собственный театр в Москве под названием Государственный театр имени Вс. Мейерхольда. И вот отсюда, пожалуй, всё и началось.
Помните советский художественный фильм "Последнее лето детства"? В одной из серий этого фильма некто героиня Зимина, которую сыграла актриса Зоя Осмоловская, обсуждая новомодные театры и спектакли Москвы, говорит герою по фамилии Навроцкий, которого сыграл актёр Евгений Евстигнеев, следующие слова:
— А вот Мейерхольд... говорят, у него там всё вверх ногами?
На что Евстигнеев ей отвечает:
— Это не совсем так. Он, безусловно, оригинален, но это занятно и современно.
В фильме показана очень мягкая реакция на творчество Мейерхольда, так как хотя фильм и про 1920-е годы, но снимался он в 1975 году. В действительности же отношение к Мейрхольду в 1920-е и 1930-е годы было куда более жёстким. Спектакли Мейерхольда часто вызывали скандалы и шокировали публику. Так, например, когда Мейерхольд решил поставить спектакль по пьесе Николая Гоголя, то после выхода премьеры в Москве два месяца стоял крик, что Мейерхольд нанёс Гоголю оскорбление. Советская пресса обвиняла Мейерхольда в том, что он "убил здоровый смех Гоголя", что он "творит безобразие", что "Мейерхольдовский Гоголь свалился и раскололся на тысячи кусков" и тому подобное.
Конечно, всё это писали люди, которые ничего не понимали в искусстве, по заказу "сверху". Действительно образованные понимающие люди имели совсем другое мнение о творчестве Мейерхольда. Так, например, писатель и поэт Андрей Белый, который обожал произведения Гоголя, увидев в театре Мейерхольда гоголевского «Ревизора», выступил со страстной защитой этого спектакля.
По воспоминаниям очевидцев, когда Всеволод Мейерхольд ставил «Ревизора», он говорил актёрам театра:
— Вы видите перед собой аквариум, в котором давно не меняли воду. Зеленоватая вода, рыбы кружатся и пускают пузыри.
Мейерхольд любил повторять фразу: «Связь между искусством и реальностью — та же, что между вином и виноградом».
Мейерхольд был коммунистом, но понимал коммунизм по-своему. Он полагал, что мир необходимо переделать, обновить. При этом он основывался не на чужих мыслях и доводах, не на заветах Ленина и Маркса, которые также мечтали переделать весь мир, а на собственном жизненном опыте.
Однажды Мейерхольд решил поставить спектакль «Клоп» по известной пьесе поэта Владимира Маяковского. Музыку к спектаклю было предложено написать тогда ещё молодому и малоизвестному композитору по фамилии Шостакович. Да, тот самый Дмитрий Шостакович, который потом стал знаменит на весь мир.
Шостакович по этому поводу вспоминал: «Мне казалось, что «Клоп» — это неудачное творение Маяковского, но авторитет Мейерхольда, решившего поставить пьесу, был для меня настолько велик, что я не стал выражать своё мнение». Шостакович согласился написать музыку к спектаклю Мейерхольда.
Но несмотря на признание ещё со времён Российской империи и известность, Мейерхольда продолжали травить. В июле 1938 года великий Станиславский скажет о затравленном режиссёре театральному критику Юрию Бахрушину: «Берегите Мейерхольда — это единственный мой наследник в театре, и не только в России». В августе того же года Станиславский умер, оставив распоряжение, что театром после его смерти должен руководить Мейерхольд.
Тем не менее Мейерхольд проработал в театре после смерти Станиславского недолго. Всего один год. Уже в июне 1939 года Мейерхольда арестовывают. Через месяц после ареста Мейерхольда его жену убивают "неустановленные лица". После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания по сфабрикованному против него делу, признавшись в выдуманных преступлениях, которых он не совершал.
В январе 1940 года Всеволод Мейерхольд писал Председателю Совета народных комиссаров СССР Вячеславу Молотову в письме из тюрьмы:
"…Меня здесь били — больного 66-летнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам… боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…"
Но жалоба на НКВД не помогла. 1 февраля 1940 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила режиссёра Мейерхольда к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение...
В 1955 году решением Верховного суда СССР Всеволод Мейерхольд был посмертно реабилитирован. В архивах КГБ историкам удалось найти сразу две справки о расстреле Мейерхольда с указанием разных дат. Согласно одной, режиссёра казнили 2 февраля 1940 года, а в другой стояла дата казни от 17 марта 1942 года.
Москва. Ваганьковское кладбище. Могила жены Сергея Есенина Зинаиды Райх и его сына. Здесь же, на этом же надгробии высечено имя режиссёра Всеволода Мейерхольда с его портретом. Но ни тела, ни праха режиссёра там нет. Как так получилось? Всё дело в том, что в 1956 году внучка Мейерхольда Мария Валентей (1924—2003), не зная, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник с текстом: "Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду и Зинаиде Николаевне Райх".
Подлинное же место захоронения Всеволода Мейерхольда стало известно лишь в 1987 году. Прах Мейерхольда покоится на Донском кладбище. Однако, где именно, неизвестно. Так появилась вторая могила Мейерхольда на Донском кладбище. Правда, в обеих могилах праха знаменитого режиссёра нет. Это только камни, могильные плиты.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие публикации канала.