Строить «дорогу жизни», как ее прозвали в народе, начали еще в 1991-м, но из-за недостаточного финансирования проект продвигался медленно и к 2010 году был заморожен. Вернулись к нему основательно лишь в декабре 2015-го. И уже к началу следующего, 2023 года, ожидается долгожданное открытие трассы, которая свяжет Ненецкий автономный округ с Республикой Коми и обеспечит круглогодичный выход первой на «Большую землю».
Речь идет о дороге из Нарьян-Мара до Усинска, которая строится с учетом вынужденных перерывов вот уже более 30 лет. Для жителей НАО этот проект остается одним из злободневных вопросов. По инициативе отдельных граждан в свое время даже собирали подписи и отправляли петиции властям, в том числе и в Москву, отмечая, что уже долгие годы ждут обещанной трассы, которая имеет для региона первостепенное значение.
В 2011 году инициатором возобновления стройки выступала компания «Башнефть», но по ряду причин тогда этого не случилось. В мае 2014-го президент РФ Владимир Путин дал поручение кабмину подготовить решение относительно арктического объекта, и уже в следующем году после долгого перерыва на площадке появилась спецтехника.
К этому времени было построено примерно 100 км: от Нарьян-Мара до реки Лаявож и от границы Республики Коми до поселка Харьягинский. Также был возведен, но не сдан официально в эксплуатацию мост через реку Шапкина. Сегодня этот объект нуждается в реконструкции, как и построенный еще в прошлом веке протяженный участок дороги (более 90 км) со стороны Нарьян-Мара.
На момент возобновления кампании оставалось соединить два действующих участка, которые разделяло чуть больше 80 км. В холодное время года недостроенная часть превращалась в зимник. В теплый сезон административный центр НАО становится попросту отрезанным от дорожной сети России; ближайшая ж/д станция находится в соседнем регионе, до которой летом можно добраться лишь на паромах. Правда, дорога в таком случае занимает около двух дней. С открытием трассы путь между городами (412 км) займет менее десяти часов.
В 2016-м, после возвращения к проекту, тогдашний глава НАО Игорь Кошин заявил, что, с одной стороны, 80 км — это немного, однако быстро дорога в таких непростых условиях не строится. Работы ведутся исключительно в зимнее время, а низкие температуры в свою очередь добавляют немало трудностей — порой ломается техника, да и работать в сильный мороз непросто.
В конце декабря 2021-го закончили очередной этап — участок протяженностью 23 км. Осталось около 27 км. Ход строительства в ноябре прошлого года оценили глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин и глава Росавтодора Роман Новиков, которые совместно с губернатором посетили стройку. Увиденным чиновники остались довольны.
Сегодня работы идут с опережением графика, и, по словам властей, завершить их должны до конца текущего года. Соответственно, в 2023-м на всем протяжении маршрута будет открыто круглогодичное движение, что поспособствует развитию нефтегазодобывающей промышленности в регионе; облегчит доставку продуктов и медикаментов. И в целом сделает жизнь нарьянмарцев более комфортной.
Строящаяся трасса имеет щебеночно-песчаное гравийное покрытие и относится к IV категории — две полосы движения шириной 3-3,25 м и обочина не менее 1,5 м. Для увеличения несущей способности дорожного полотна рабочие укладывают дорнит, который не позволит щебню уходить в грунт.
Общая стоимость контрактов в рамках проекта по достройке дороги — около 17,5 млрд руб. В 2021 году из федерального бюджета было выделено 6,2 млрд руб. В дальнейшем трасса должна перейти в федеральную собственность и стать частью дороги «Нарьян-Мар – Сыктывкар».
В статье использованы изображения с сайта Администрации Ненецкого автономного округа / adm-nao.ru