Найти тему
ЖУРНАЛ ТРУ

Дым. Жирафы. Фикция

4 февраля 2022 года в Санкт-Петербурге, на сцене театра-фестиваль Балтийский Дом, стартовала премьера спектакля «Эбеновая кожа» по стихам Николая Гумилёва. Пересильд отметила, что не просто так именно с Санкт-Петербурга, с малой родины поэта, начался тур по всей стране. Играют спектакль Юлия Пересильд и Пётр Гловатских.

В чем суть перфоманса? Быть может, просто игра на хайпе великой актрисы Юлии Пересильд?

Автор идеи - музыкант Пётр Гловатских. На сцене Пётр играет на маримбе, барабанах Джембе, конго и не только. Также он играет на поэзии великого российского поэта, нетипичной современной музыкой погружая нас в возлюбленную поэтом Африку.

Юлия Пересильд предстаёт перед нами в необычном образе: белое платье, парик с короткими волосами и челкой. Она читает стихи. А ещё она полностью погружает нас в ту самую Африку. Органичность того, что мы наблюдаем, создаёт «играющий» и создающих из стихов настоящий театр голос актрисы, ее дыхание, ее движения, ее походка.

Но в центре события не только музыка, Пересильд и поэзия: очень важным фактором погружения зрителя в атмосферу спектакля становится также свет. То, как Сергей Васильев, автор невероятнейших световых перфомансов, играет с яркими тонами Африки, становится неотъемлемой частью концепта: от тона голоса Юлии Пересильд до навязчивости звуков музыки Гловатских и тона светового сопровождения,- все вместе рассказывает нам про такую разную Гумилевскую Африку.

-2

И когда, наконец, корабли марсиан

У земного окажутся шара,

То увидят сплошной золотой океан

И дадут ему имя: Сахара.

А потом красный свет - в зрительный зал, и даже нам, на 10 ряду кажется, что проникновенный взгляд Юлии Пересильд стремится прямо к нам.

Да, такой перфоманс непременно вызовет сотню чувств и эмоций, а в некоторые моменты заставит сердце биться чаще. Но для меня конкретно интересно было вот что: я никогда не фанатела по романтичной поэзии Николая Гумилева, но такое нетипичное прочтение лично в моем восприятии дала автору второй шанс. Кто знает, может, Николай Гумилёв как поэт-пророк знал, что в 2022 году одна из величайших российский актрис исполнит его стихи в рамках данного саунд-вечера? Может, именно звуки маримбо и барабанов должны сопровождать эти стихи? Может, именно в таких тонах мы должны представлять себе его райскую Африку? Наверное, все таки ответом на вопрос «является ли это игрой на хайпе Пересильд?» станет «нет»: это невероятно точно и красиво поставленный спектакль, играет который не столько Пересильд, сколько свет, музыка, чувства и великая поэзия именно в таком прочтении.

Могу ли я рекомендовать постановку к посещению? Что ж, наверное, мероприятие на любителя и с точки зрения восприятия, и с точки зрения смысловой наполненности и «бессюжетицы», несмотря на то, что многие критики уже назвали сюжетом переплетение героев в виде света, поэзии, музыки и голоса. Но ценителю не столько Гумилева, Пересильд, а, скорее, ценителю чувственного восприятия как способа прочтения стиха.