Тикси... Морские ворота Арктики и Якутии, ключевой опорный пункт Северного Морского Пути. Для некоторых же это городок где-то на краю земли в Сибири, на берегу моря Лаптевых и где десять месяцев в году зима.
С долгой двухмесячной полярной ночью и Ледовитым океаном, скованным льдами с октября по июль.
История поселка начинается в 1933 году, когда был создан Главморсевпуть и определены ключевые точки будущей транспортной артерии.
Вся дальнейшая история Тикси непрерывна и полностью связана с морем и освоением северных широт нашей страны. Строился аэропорт, военный городок и поселок, порт, школы, детские сади и магазины....
Навигация здесь короткая - всего три месяца в году и за это время морской порт должен успеть отработать северный завоз и подготовиться к долгой зиме.
Во время Великой Отечественной Войны в 1941-1945 годах в Тикси был один из нескольких пунктов формирования арктических конвоев для проводки каравана судов на особенно опасных участках Карского моря.
Перед распадом СССР в поселке проживало свыше 11 тыс. человек, а сейчас с трудом набирается и 4,5 тысячи жителей.
Тикси был известен не только своим самым северным аэродромом дальней авиации Министерства Обороны, но и весьма немалым морским портом. От которого в наши дни почти ничего и не осталось - всё развалили или развалилось, тут уж как правильней не знаю.
Есть в Тикси и свои "достопримечательности". Печально известное и одно из самых северных в мире "кладбищ" кораблей на острове Бруснева, что всего в 5 км через Бухту напротив поселка в Тикси.
Мы не могли проехать мимо и не заглянуть на остров. Увидеть своими глазами вмерзшие в лед старые паровые буксиры и даже здоровенный сухогруз с непростой судьбой это удача.
Зрелище, конечно, впечатляет. На берегу острова нашли своё последнее пристанище старенькие морские паровые буксиры Санников и Бегичев, Юкагир и Ленинград.
Кроме этих небольших буксиров на острове виднеются остатки фюзеляжа самолета Ли-2, его можно увидеть на одной из фотографий с дрона. Говорят, что это результат неудачной посадки.
Внутри буксиров ничего интересного давно уже нет. Что могло сгнить - сгнило, что можно было снять - сняли. Попасть сюда относительно просто и быстро можно только зимой по льду. Летом же или вертолетом или искать проводника с катером.
Не менее интересна и судьба здоровенного сухогруза НЗС-1, который до середины 1970-х годов носил название "Памяти 26 Комиссаров".
"26 Комиссаров" перегнали из Черного Моря в Тикси в 1969-м. В 1980е годы на судне произошел пожар и его передели в НЗС-1 (нефтезачистная станция) и на неё со всех судов сдавали мусор.
Заглянул в остатки рубки, на мостик, кают-компанию, каюты и камбуз. Пожар был настолько сильным, что и спустя столько десятилетий до сих пор попадаются осколки оплавленного стекла.
Прогуливаясь мимо этих ржавых исполинов, невольно предоставляешь, что когда-то было все хозяйство было «живым», дышало своей механической мощью. А сейчас замерло, или даже навечно замерзло и застыло.
Летом по этому "кладбищу" так спокой не погуляешь - вокруг вода моря Лаптевых несмотря на приливы и отливы. Зимой же полное раздолье для туристов, которых здесь совсем немного.
Это и не удивительно, попасть сюда весьма непросто. Как и вывезти куда-то такое количество металла? Для начала распилить. Погрузить на баржи и вперед?
Нам же пора двигаться дальше. Надо заглянуть в Тикси-3 и посмотреть как сейчас выглядит городок, где жили и работали военные летчики дальней авиации.