Это материал для героев нашего времени - экологов предприятий. Но инструмент, описанный в статье, подойдет любому, кто имеет дело с цифрами и вынужден время от времени формировать отчеты.
Февраль. Позади самая горячая часть отчётного периода, многие выдохнули и лениво подводят итоги. Пришлось складывать немало циферок, да? Причем в спешке, ведь плата за негативное воздействие на окружающую среду интересна еще и бухгалтерам, а они стремятся собрать отчеты до 20 января. И вот начинается: срочно посчитай, дай распределение, сколько сверхлимита, нет, не по своим загадочным ОНВ - ты нам раскидай плату по подразделениям, как они у нас в системе заведены!
А у вас нет программ для расчета, на руках только результаты инвентаризации источников выбросов и журналы учета движения отходов - по всему юридическому лицу суммарно. Вы-то в январе думали, что спокойно до 1 марта внесете данные в ЛКПП Росприроднадзора, заплатите положенное, отправите декларацию с ЭЦП и всё будет оки? Но нет. У вас большое предприятие и жесткие сроки внутренней отчетности, множество каких-то бизнес-процессов, согласно которым вы обязаны 30% времени посвящать всевозможным справкам и пояснительным запискам в адрес других подразделений... Может такое быть? И что делать, когда все горит, а я сонный после каникул?
А надо было в течение года учет позамысловатее вести.
Начался новый календарный год - держите идею по упрощению жизни в следующую отчетную кампанию "Январь-2023".
1. Вообразим некое предприятие
Пусть это предприятие ведет свою хозяйственную деятельность на 15-ти площадках в 3-х городах одной области. Каждому городу соответствует свой код ОКТМО. Это означает, что отчетов по обращению с отходами (например, по форме 2-ТП (отходы)) будет 3 штуки, а количество отчетов о выбросах и вовсе равно количеству объектов негативного воздействия (ОНВ).
Предположим, что наше предприятие - это тепловые сети. Такие организации обслуживают трубопроводы, по которым несутся потоки горячей воды в наши дома. Контроль и регулировка параметров теплоносителя происходит на теплопунктах. Пусть 10 из 15-ти площадок нашего предприятия - это они самые. Объединим теплопункты и сети в один линейный ОНВ - это возможно, потому что теплопункты связаны с тепловой сетью единым технологическим процессом - передачей тепловой энергии. На этом объекте имеются источники выбросов - станки, на которых работники изредка обтачивают какие-то небольшие детальки для оборудования теплопунктов. Остальные 5 площадок - земельные участки, на которых предприятие размещает свой транспорт, склады, ремонтные мастерские. Это отдельные ОНВ. Итого у нас 6 объектов негативного воздействия. Помимо выбросов на этих объектах образуются отходы производства и потребления.
По-настоящему годных приложений и программ, удобных для ведения учета такого рода, сегодня не существует: хорошую задумку с ПО "Модуль природопользователя" ликвидировали, а другие продукты и вовсе не приспособлены под аналитику. Сегодня проще всего самостоятельно использовать ресурсы Microsoft.
2. Создадим базу данных
Работаем в MS Excel. Собираем в таблицы информацию о наших объектах, их адресах, подразделениях, к которым они относятся.
Далее создаем таблицы, в которых содержатся сведения о выбросах и отходах нашего предприятия.
3. Сводные таблицы
Каждая описанная выше таблица - часть базы данных, по которой мы можем сформировать отчет. Начните с добавления сводной таблицы к любому из листов книги, только не забудьте поставить галочку в пункте "добавить в модель данных", иначе свести в один отчет все таблицы книги не получится.
Благодаря сводным таблицам Excel я в любой момент могу узнать, сколько выброшено гадости в атмосферу любого города присутствия компании и сколько отходов там образовалось - по всем площадкам суммарно и по каждой в отдельности.
Собрав данные в нужном срезе, можно оформить и отчет в надзорный орган, и подготовить справку для предприятия по подразделениям (которые, как мы понимаем, не всегда совпадают с ОНВ).
Вот и все по теме.
Если кому-то статья помогла - ура. Комментарии от коллег и обмен опытом будут очень-очень кстати.