Добрый день! В один из дней первой недели путешествия по Индии меня занесло, согласно экскурсионному маршруту, в некий Ауровиль, о котором я тогда не знала ничего. Машина припарковалась в месте, похожем на загородный кемпинг. От стоянки тянулась длинная аллея, а сквозь ее зелень проглядывали строения. Мой гид-водитель сказал что-то вроде: “гуляйте”, назначил время встречи часа через три. Я отправилась осваивать новое для себя место, не имея к этому особого желания. Но, раз есть в программе, давайте посмотрим.
Здание, которое вынырнуло из-за деревьев, оказалось Бхарат Нивас - Индийский дом, т.е. центр индийской культуры на территории Ауровиля. Внутри была какая-то выставка с фотографиями об истории места, но мне не хотелось ломать голову над переводом английского текста, потому я отправилась исследовать дальше.
Здесь стоит сказать, что такое Ауровиль - это экспериментальный поселок построенный для объединения всех людей, и территория свободная от политики. Основатель учения Шри Ауробиндо сначала был индийским националистом экстремистского толка считал, что эволюция не закончена. И как человек вышел из мира животных, также он должен подняться до уровня сверхчеловека, привести в мир Божество с помощью духовных практик, что преобразует его в божественное существование.
Ауровиль был основан в 1968 г. гражданкой Франции Миррой Альфасса, последовательницей учения Шри Ауробиндо. Свое имя поселок получил от французских слов “Аврора” - рассвет, и “Вилле” — деревня, потому его название переводят как “город рассвета”, а так же он назван в честь Ауробиндо.
Побродив по разным дорожкам с живописной зеленью, создающей плотную тень даже в жаркой Индии, я вышла к главному зданию Ауровиля - Матримандиру - “Храму Матери”, основанному той же Миррой Альфасса, которая получила от Шри Ауробиндо титул “Мать”. Даже не к нему самому, а к огромному окружающему его полю, на котором не удалось разглядеть каких-либо тропинок, ведущих непосредственно к зданию. Пойти по газону мне отчасти не позволяло воспитание, но больше - ощущение, что там… отстреливают. Ну, может не отстреливают, но как только я ступлю на идеальный газон, завоет сирена и прибежит охранник с… автоматом) Так это место контрастировало с демократичным садом, по которому бродили совершенно разные люди.
Вот, знаете, если бахаистский храм Лотоса открыт для всех желающих и, придя туда, ты веришь в желание объединить людей для мира, то в Матримандир можно попасть только по предварительной записи, которой у меня, к сожалению, не было. Наверное, это сделано для соблюдения концентрации, необходимой при медитации для которой здание, собственно, и было построено. Но…, как говориться, осадочек остался.
Кроме того, на сколько я поняла из общения людей в гостевом доме, допустить до посещения достопримечательности могут далеко не каждого, а одним из обязательных условий для этого является пожертвование… Нет, я ничего не имею против покупки билета, но когда эта простая процедура вуалируется добровольно-принудительным фиксированным пожертвованием, меня коробит.
Еще когда я гуляла по саду, мне все время попадались какие-то рабочие, причем явно местные, и точно без каких-либо признаков благоговения. Они что-то орали друг другу, бросали кирпичи, выбегали на встречу с гружеными тачками… Вот почему-то вокруг храма Лотоса всей этой “изнанки” было не видно!
В итоге у меня сложилось неприятное впечатление от Ауровиля. Какая-то секта, заточенная на зарабатывание денег. Возможно, изнаначально, при Шри Ауробинде и Мирре Альфасса это был духовный центр и место современной индийской философии, но сейчас…
И, кстати, идея об объединении всех людей как-то не удалась. В деревне живет немногим более 3 тысяч из планировавшихся 50 тысяч человек.
Единственное на что в Ауровиле стоит посмотреть - главное сооружение - Матримандир или, как его красиво называют “душа города”. Он представляет собой геодезический купол покрытый дисками. Они золотые только по цвету. Здание, правда, красивое, но на то чтобы дойти и посмотреть достаточно получаса.
Осталась последняя порция моих индийских впечатлений. О них в следующей публикации.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Цикл по культуре древней Индии начинается здесь, а по средневековой - здесь.
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала