Найти в Дзене
Авто Энциклопедия

«Копеешный» автопроект. Политика, итальянцы, СССР

В середине 60-х с доходами населения СССР происходила интересная ситуация: они постепенно росли, накапливались на сберкнижках и в бабушкиных чулках. Особо девать их было некуда, так как отечественных товаров явно не хватало, за границу с рублями не поедешь, а за валюту посадят. И как раз в этот момент руководству страну итальянские коммунисты предложили грандиознейший проект, до сих пор вспоминаемый современниками той эпохи. Речь идет о строительстве завода по выпуску дешевых легковых авто, на котором бы собирались локализованные версии Фиат-124. Советский вариант машины ВАЗ-2101 «Жигули» в народе получил название «копейка», и он изрядно истончил кошельки многих граждан.

-2

Италия нам поможет. Но за деньги

Причины, по которым итальянские коммунисты, получившие большинство в парламенте, взялись помогать дружественному СССР, вполне прозрачны. В ту пору их автопром переживал нелегкие времена и продать продукцию на Запад было нереально, зато советское правительство можно было использовать в качестве рычага для реализации «копеешного» проекта. К тому же Фиат-124 чисто психологически был понятен как партийным боссам, так и рядовым автолюбителям. Классическая переднемоторная компоновка, вполне просторный салон, технологичность производства и демократичная цена – вот что предопределило судьбу ВАЗ-2101.

Итальянские специалисты работали на заводе в Тольятти вплоть до 1974 года, и именно с оглядкой на их мнение выпускались самые разные модификации этой модели. Соответственно, за основу брались все те же Фиаты. Например, Fiat-124 Familiare, отличавшийся утилитарностью и повышенной грузоподъемностью, в свое время стал прообразом ВАЗ-2102. Сейчас бы из-за достаточно простого в исполнении кузова эти автомобили однозначно бы именовались «сараем».

-3

«Копейка» и ВАЗ-21011: «ужасные снаружи, красивые внутри»?

Рассказывать о модификациях «Жигулей» можно бесконечно. Как и о том, действительно ли «копейка» была полностью «слизана» с Фиата. В конце концов, подражание у человека в крови… Уж лучше сравнить, чем отличается интерьер доработанной версии ВАЗ-21011, у двигателя которой прибавилось 100 «кубиков»,от базовой модели. Спрашивается, зачем анализировать такие, казалось бы, мелочи? Дело в том, что внутреннее пространство 21011-й полностью проектировалось советскими специалистами. И хотя изменения имели чисто косметический характер, это не отменяет вышесказанного.

-4

Во-первых,в модификации совершенно иная фактура обивки дверей и сидений, да и приборная панель с отделкой «под алюминий» в «копеешном» варианте превратилась в варинант «под дерево». Что касается фурнитуры, то она наоборот, стала более функциональной при достаточной лаконичности.

Во-вторых, в задних дверях горизонтальные пепельницы «переехали» в вертикальную плоскость. К тому же «баранка» лишилась своего хромированного кольца. Такие «фейслифтинговые» изменения могут вызвать насмешку, но они действительно указывают на индекс машины «21011».И, в конце концов, аналогичные косметические изменения без какой-либо модернизации конструкторской части происходили многократно в любых автомобилях.

-5

Денежная оценка

Модернезированная версия «Жигулей» в конце 60-х стоила на 500 рублей дороже, чем базовая. Такая 10-процентная наценка означала, что вместо 5 500 «деревянных» приходилось отдавать 6 000. В пересчете на среднюю зарплату того времени, это означало дополнительное лишение граждан 3-4-месячных зарплат.

Покупали ли «копейку» и 21011-е в СССР? Безусловно! Такая огромная страна, да еще в условиях тотального дефицита, была способно проглотить аналогичные легковые авто в немаленьких масштабах. Причем неважно, сколько спиц было у руля, где вмонтированы пепельницы или какая решетка радиатора. Именно поэтому и «копейка», и ВАЗ-21011 долгие годы собирались на Волжском автозаводе на параллельных конвейерах.