Найти тему
Чадовед

Как познакомить детей 5-7 лет с русским зодчеством. Содержание занятия

Оглавление

Дошкольники к архитектуре относятся утилитарно. Их прежде всего интересует функциональность здания. Эстетичность вторична. Она воспринимается скорее на эмоциональном уровне. Ситуация с младшими школьникми не сильно отличается. Изучение архитектуры в детских садах идёт по этому же пути.

У меня была цель на только акцентироваться на красоте строений, но и научить малышей различать их особенности, связывать их с конструктивностью и менталитетом народа, который возвёл те или иные сооружения.

Крепость. Автору 6 лет
Крепость. Автору 6 лет

С учётом возраста детей звучит страшно. Но эти "взрослые" слова и произносятся только для взрослых. Малыши получают игру и сказку. Всё вполне доступно. Это занятие я много раз проводила и в дошкольной изостудии, и для самых младших школьников. Результаты вы можете видеть.

Ранее опубликованное видео я использую на занятиях объединения по интересам "Юный архитектор" для ребят старше второго класса. Оно близко по содержанию, но здесь разговор ведётся другим языком, более понятным маленьким детям.

Ход занятия

-Вы любите русские сказки? А как называются дома, где они живут? (Терема, дворцы, избы). Откуда они пришли в сказку? Конечно, из жизни. Когда-то давным-давно наши пра-пра-пра-прабабушки жили в таких домах, как в сказке.

Церковь. Тушь, полочка, кисть, сухая кисть
Церковь. Тушь, полочка, кисть, сухая кисть

-Как называется #искусство строительства зданий? (#Архитектура).

-А художники, занимающиеся этим искусством? (Архитекторы).

-На Руси эти мастера назывались зодчими. Придумайте, как может называться искусство в этом случае. (Дети пытаются образовать слово «зодчество». Появляется кукла Мастер).

-Доброго вам здоровья, ребятишки. А то вы, небось, и не знаете, как мы в древности дома да храмы строили такие, что и сейчас народ любуется.

Как вы думаете, из чего мы когда-тостроили? (#Дети называют известные им материалы).

Знаете, оказывается вы все правы! Что было под руками, из того и строили. Там, где много леса, строили из дерева, а где много камня, строили из него. Длеко, на холодном севере, возле Белого моря росли дремучие леса. Люди и бедные, и богатые жили в деревянных избах.

Хитро строили: без единого гвоздя! Умельцы так плотно подгоняли бревна друг к другу, что гвозди были просто не нужны. Рубили избы по-умному. Смотрите, какие интересные окошки в доме!

Изба
Изба

Внизу совсем маленькие, а повыше большие, с наличниками и ставеньками. (Называя каждую деталь Мастер показывает её на фото).

Зима на севере суровая, много снега насыпает. Чтобы окна им не завалило и чтобы сохранить тепло, на первом этаже селили скот: и от промерзшей земли холодом не тянет, да и от животных тепло к полу идет, как от батареи. Дальше жила прислуга, еще выше – хозяева, а на самом верху в светелке – старшая дочь хозяев, та, которая на выданье.

- Почему? Как вы думаете?

- Помните сказку о Коньке-Горбунке? Женихи царевны не могли допрыгнуть до ее окошка, чтоб одеть ей кольцо на палец. Вот для этого и селили девушку повыше, чтоб уберечь от досужих кавалеров. Под крышу выводили красивые резные доски – причелины. Между ними свисает короткая резная доска – полотенце.

Интересное название, для доски. Но она ведь и висит, как полотенце. Причелину украшали громовыми знаками, которые должны были оберегать дом от грозы. От грозы они, конечно, не спасали, но дом украшали.

Балкончики, галереи вокруг дома – гульбища – отделывали красивыми выпуклыми столбиками, тоже с резьбой.

-4

Построив дом, всем миром устраивали праздник, песни пели, хороводы водили. Примерно вот так. Ну-ка девицы – красавицы, наряжайтеся, украшайтеся!

Физкультминутка: Ведомые взрослыми, дети танцуют, например, «Во поле березонька стояла".

Церкви украшали куполами.

Посмотрите, что они вам напоминают? (луковицу). Поэтому так их называли – луковки. Покрывали их чешуйками, вырубленными из осины. Осина, омытая дождями, высушенная ветрами, блестела на солнце, как серебро.

Кижи
Кижи

Преображенский собор в Кижах напоминает надутые ветром паруса. Его украшает каскад луковок, сменяющихся бочками. Видите, как будто луковки разрезаны пополам.

Демонстрируется несколько деревянных церквей и часовен, акцентируется внимание на архитектурных особенностях.

Каменные терема и церкви строили так же, как и деревянные. Но со временем формы менялись. Купола становились более округлыми, бочки приобретали либо округлую, либо треугольную форму, превратились в кокошники.

Церковь Архангела Михаила в Ярославле
Церковь Архангела Михаила в Ярославле

Как архитектурную деталь использовали цвет: сочетание красного и белого (Ярославль), купола крыли золотом. В храме Василия Блаженного используется и зеленый цвет. Все купола разной формы и венчают собой восемь церквей, собранных в один храм.

Храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного

В Загорском монастыре синие купола украшают золотые звезды. Наличники на окнах тоже делались каменными и украшались дивной резьбой.

Загорский монастырь
Загорский монастырь

Демонстрируется несколько памятников каменного зодчества, акцентируется внимание на архитектурных особенностях.

Теперь отдохнем и перейдем из видеозала в изостудию.

Что вам больше всего понравилось, что вы запомнили?

(Дети делятся впечатлениями)

Город. Тушь, палочка, сухая кисть
Город. Тушь, палочка, сухая кисть

Сейчас вы сами – зодчие. Подумайте, что вам хотелось бы построить? Закройте на минуту глазки, представьте свой рисунок. Представили? Когда начнете рисовать, помните о расположении рисунка на листе. Необходимо, чтобы вокруг вашего здания обязательно оставалось пространство. Иначе, даже красиво выполненная работа будет смотреться неинтересно, потому что ваше красивое здание просто не будет видно.

Во время практической работы преподаватель индивидуально обсуждает с детьми замысел, в отдельных случаях предлагая посмотреть репродукции и вспомнить.

#обучение детей #развитие ребенка #воспитание ребенка #дошкольное образование #школа

-10

Если вам понравилось, поставьте лайк и подписывайтесь на мой канал Чдовед!