Школьные отметки - простой и понятный инструмент оценки знаний. Получил 5 - молодец, получил 2 - бездельник. Однако, многие знают, что не всё так однозначно. Пятёрки могут ставить “любимчикам” и тем, кто удачно списал, а двойку вполне возможно получить из-за конфликта с учителем или, например, за несогласие с мнением классика русской литературы. Но даже заслуженно поставленную двойку мы не хотим рассматривать как показатель глупости и лени, ведь с ними ничего не сделать. Если рассмотреть низкие отметки как сигнал повысить заинтересованность и мотивацию, с этим уже можно работать. Как троечнику поступить в топовый вуз? И так ли важны вообще оценки? Давайте разбираться.
При поступлении за аттестат с отличием, действительно, можно получить дополнительные баллы. В среднем от 3 до 10. Например:
- “Математика” МГУ +6 баллов
- “Бизнес-информатика” ВШЭ +3 балла
- “Техническая физика” МФТИ +2 балла
Поэтому изучите заранее все возможности на выбранной образовательной программе. Возможно, более рациональными покажутся другие опции. Например, на той же “Технической физике” можно получить до 10 дополнительных баллов за результаты олимпиад и творческих конкурсов.
Наличие статуса чемпиона или призёра Олимпийских игр даёт при поступлении в МГУ 2 балла. Очевидно, никому не придёт в голову срочно ехать на Олимпиаду ради двух баллов, если до этого ребёнок спортом особо не занимался. Это, конечно, крайности, но с красным аттестатом на самом деле достаточно похожая ситуация. Получение золотой медали требует много времени и усилий: делать все домашние задания, готовить дополнительные доклады и учить ненужные для поступления предметы. При этом на выходе получим максимум +10 баллов к общей сумме. Те же усилия, приложенные к подготовке непосредственно к экзаменам, могут поднять итоговый результат гораздо больше. Помните: тот, у кого в аттестате много троек, и тот, у кого всего одна четверка, будут находиться в равном положении - дополнительных баллов они не получат.
Кроме того, окончание школы на все пятёрки не гарантирует высокие баллы ЕГЭ - школьная программа далеко не во всём пересекается с необходимыми для экзамена знаниями и не учитывает специфику ЕГЭ. Сдать на отлично школьную программу 11 класса и подготовиться к ЕГЭ на 90+ баллов - это разные задачи. Первая может привести к золотой медали, за которую в большинстве программ дают не более 5 дополнительных баллов. Вторая напрямую ведёт к поступлению на бюджет. Иногда возникает и третья задача. Например, при поступлении в МГУ необходимо отдельно готовиться к внутреннему экзамену, а поступление во ВГИК предполагает творческий конкурс. И со школой, и с ЕГЭ они имеют мало общего, а к сумме дают до +100 баллов.
Если школьник и без того идёт на медаль и имеет репутацию отличника среди учителей, конечно, не стоит этим пренебрегать. Однако важно трезво оценить свои возможности и рационально распределить усилия при подготовке.
Разумеется, можно пытаться совместить школу и качественную подготовку к ЕГЭ. Но есть риски:
- Слишком концентрироваться на школе. В итоге потерять на ЕГЭ больше баллов, чем даст красный аттестат
- Успешно получить золотую медаль и сдать ЕГЭ на высокие баллы, но потерять здоровье и силы учиться. В итоге плохо сдать свою первую сессию или не сдать её вообще
Стоит обратить внимание и на психологическую сторону вопроса. Оценки смещают фокус с прогресса на количество ошибок и никак не учитывают старания ученика. Это демотивирует школьника и снижает мотивацию продолжать стараться, что может помешать получению знаний.
Мы на своих курсах оцениваем домашние задания баллами, как на ЕГЭ, по блокам, и не ставим общую оценку. Это позволяет выявить “западающие” темы и привыкнуть к формату экзамена. Недочёты разбираем на занятии, чтобы школьники могли сконцентрироваться на новых знаниях, а не страхе ошибиться - его и так будет достаточно на самом экзамене, а во время подготовки лучше ошибиться и сделать из этого вывод, чем сразу сдаться и не сделать вообще ничего из-за тревоги. Такой подход позволяет тем, кто не очень успевает по школьной программе, поверить в себя, усиленно работать во время подготовки и в итоге получить высокие баллы на ЕГЭ.
Итак, мы разобрались, почему важно готовиться к ЕГЭ отдельно и что это под силу даже троечникам. На что обратить внимание при выборе курсов?
- Возможность беседы с психологом или профориентации. Можно организовать отдельно, но некоторые курсы предлагают такую опцию, избавляя вас от необходимости самостоятельно искать специалиста и организовывать встречу. Наши эксперты по поступлению проводят бесплатные профориентации. Помогите ребенку выбрать действительно интересное и подходящее направление, и он сам захочет постараться ради поступления.
Убедитесь сами на бесплатной профориентации от LUDI для старшеклассников.
- Малые группы. К сожалению, на вебинарах, где сидит от 30 до 100, а иногда и больше, учеников, у преподавателя физически не будет возможности уделить каждому достаточно внимания. Однако и занятия с репетитором могут оказаться не лучшим вариантом: зачастую это дороже, а эффективность может быть ниже за счёт “слишком” индивидуального подхода (не успели пройти всю программу), устаревших знаний о ЕГЭ (информация обновляется каждый год) и чувства, что ребёнок остаётся “один на один” с высокими ожиданиями от него
- Живое общение. Возможность разговаривать по Zoom, а лучше лично встречаться с такими же заинтересованными в своём успешном будущем школьниками - это мощный заряд мотивации. Не стоит его недооценивать
- Актуальные знания. Никому не хочется терять баллы за неверно оформленную задачу. Чтобы избежать подобных обидных ситуаций, необходимо следить за всеми изменениями в формате ЕГЭ. В идеале у курсов должен быть методический отдел, постоянно дорабатывающий и актуализирующий материалы.
- Донесение важности самоподготовки. Частая ошибка школьников: слишком сильно полагаться на репетитора. Раз родители платят деньги, то всё будет хорошо, и вставать с дивана не обязательно. Но без активного участия ребёнка его не получится подготовить на высокий балл. Здорово найти курсы, где не только дают качественный материал, но и объясняют, почему важно самостоятельно делать домашние задания и помогают со всеми возникающими трудностями
- Очные занятия. В период пандемии главным приоритетом является здоровье, поэтому не все готовы даже выходить из дома, что уж говорить об очной учёбе. Однако, если ваша ситуация позволяет, можно найти курсы, ответственно подходящие к противокоронавирусным мерам: неограниченный доступ к антисептикам, обязательное ношение масок, дезинфекция кабинетов бактерицидными лампами после каждого занятия и тд. В такой непростой период, когда все мы чувствуем себя немного одинокими, напуганными и оторванными друг от друга, для ребёнка станет отдушиной возможность безопасно проводить время в кругу единомышленников. Кроме того, в классе мало отвлекающих факторов и поддерживается рабочая атмосфера, чего сложнее достичь в домашних условиях
- Использование вовлекающих форматов обучения. Квесты, обучающие видеоролики, тематические материалы из СМИ, рисунки, возможность поработать в команде, разбор темы на примере популярных песен и фильмов - всё это не только помогает ребёнку сохранить интерес в процессе подготовки. Подобные форматы работают на то, чтобы встроить новые знания в уже существующую картину мира и связать со знакомыми и привычными вещами. Таким образом, формируется более глубокое понимание предмета, а значит, материал точно запомнится надолго.
На наших курсах мы уделяем внимание каждому из этих пунктов и предлагаем несколько разных вариантов подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Переходите по ссылке, чтобы выбрать подходящий именно вам!