Найти в Дзене

🔥 Портрет Генри Сирила Пэджета, 5-го маркиза Англси. Как к 30 годам максимально оригинально разорить и опозорить свою семью.

наш герой
наш герой

Хотела написать пост, а потом решила - ну как такое сократить? Никак нельзя) И вот вам теперь расширенная версия знаний об одном из самых, так сказать, эксцентричных английских аристократов.

Его звали Генри Сирил Пэджет, 5-й маркиз Англси (1875-1905 гг.), и известен он, главным образом тем, что вынесено в заголовок - парень в рекордный срок спустил грандиозное состояние, да еще и долгов наделал, после чего умер, оставив всю семью еще долго утираться от позора своей жизни.

Но сперва я немного расскажу о его семье. Все были приличные люди!)

Сам по себе род этот очень древний и очень знатный, но вот первым маркизом Англси стал знаменитый фельдмаршал эпохи наполеоновских войн Генри Уильям Пэджет, 11-й барон Пэджет, 2-й граф Аксбридж, 1-й маркиз Англси (1768-1854гг.) Он был героем Ватерлоо, где находился вместе с Веллингтоном, и в его присутствии потерял там ногу, поскольку в нее попало ядро.

По этому поводу между пращуром нашего позорника и Веллингтоном произошел интересный диалог, который можно считать образцом английской невозмутимости:

- Чёрт побери, сэр, я потерял ногу!

- Чёрт побери, сэр, это так!

1-й маркиз Англси
1-й маркиз Англси

Остальных предков коротко можно посмотреть в карусели - просто, чтобы убедиться, что ничего, так сказать, не предвещало рождение такого чуда как Генри Пэджет (листать):

Так вот.

Отец нашего героя был женат три раза.

Генри Сирил Пэджет, 5-й маркиз Англси был его единственным сыном и единственным ребенком. Его родила вторая жена 4-го маркиза. Вскоре после этого женщина покончила с собой, что говорит о крайне неустойчивой психике. Возможно это сказалось на личности ее сына.

А возможно и тот факт, и слухи об этом процветали, поскольку 5-й маркиз давал для этого много причин, его настоящим отцом был совершенно другой человек, и к славному роду Англси наше недоразумение по факту не имеет никакого отношения.

Его настоящим отцом называли французского актера Бенуа-Констана Коклена (1841- 1909 гг.), сына пекаря, который стал одним из величайших комедийных актеров Франции.

На фото он в костюме и гриме:

Коклен
Коклен

Ну, и в общем, надо сказать - похоже на то...

Сперва ничто не предвещало плохого. Мальчик воспитывался под присмотром семьи Коклена, которая была родственными узами связана с его матерью через брак ее сестры, потом строгой шотландской нянькой.

Его отдали в Итон, и он даже стал военным, хотя уже тогда любил носить много колец на пальцах, и пользовался белилами для кожи, чтобы она смотрелась светлее.

Понесло его с 1898 года.

Первое, что сделал 5-й маркиз после смерти 4-го, от которого он получил грандиозное состояние, веками копившееся представителями рода - переоборудовал часовню поместья в театр. Наняв для этого лучших архитекторов и декораторов, и проведя туда электрическое освещение.

Театр был миниатюрной копией Дрезденского театра, и мог вместить 150 зрителей. Хозяин назвал его Театр Радости и давал там бесплатные представления, в том числе для жителей окрестностей. Но сама затея стоила чудовищных денег.

Он фиктивно женился на своей двоюродной сестре. Это позволило им обоим получить доступ еще к некоторому наследству своих родственников (видимо, были тонкости в завещаниях). Брак на этом свою функцию выполнил и скоро они по факту развелись.

Сестру он любил. Однажды, когда они гуляли по городу, он остановился у витрины ювелирного магазина и скупил для нее все украшения, которые были там выставлены. Ему потом нравилось, когда она в натуральном, так сказать, виде себя ими украшала с ног до головы, и обязал ее спать во всем этом обмундировании. Но дальше их отношения не продвинулись.

Лилиан Флоренция Мод Четвинд (1876-1962) двоюродная сестра и с 1898 года супруга
Лилиан Флоренция Мод Четвинд (1876-1962) двоюродная сестра и с 1898 года супруга

В 1901 году он нанял труппу профессиональных актеров, назначил им неприлично большие зарплаты, купил оркестр, заказал огромное количество дорогущих декораций и сценических костюмов, которые были усыпаны настоящими драгоценными камнями, и со всем этим хозяйством отправился в европейское турне.

Здесь мы немного отойдем от его сценической деятельности и я несколько слов скажу в каких условиях он жил и путешествовал.

Генри Сирил Пэджет, 5-й маркиз Англси
Генри Сирил Пэджет, 5-й маркиз Англси

Он любил роскошь. И очень любил драгоценности.

Он покупал себе немыслимо дорогие наряды, и любил, чтобы они были инкрустированы золотом и камнями. Он мог провести весь день в компании своих трех лакеев и парикмахера, компонуя цвета и фасоны в костюмах, подбирая некие оригинальные сочетания. При этом он никогда не надевал одну вещь дважды, так что под конец его жизни шкафы в его поместье ломились от залежей одежды.

Его спальня и будуар были обиты шикарным бархатом, и украшены серебром и золотом. На столиках стояли батареи флаконов с элитным парфюмом.

Он устраивал безумно дорогие вечеринки, и завел парк автомобилей, сделанных по индивидуальному заказу.

Например, в путешествие с театром он отправлялся на автомобиле обустроенном как фешенебельный вагон поезда. Там была кожаная мебель, роскошные светильники и резной потолок в стиле барокко (!).

Более того - выхлопные трубы его автомобилей распыляли дорогой парфюм.

Генри Сирил Пэджет, 5-й маркиз Англси
Генри Сирил Пэджет, 5-й маркиз Англси

Представления, которые он давал, отличались баснословно дорогими декорациями и костюмами. Он не понимал, что такое бижутерия, и все его сценические костюмы расшивались золотом и бриллиантами. Ну или другими драгоценными камнями.

Одни говорят, что себе он брал главные роли. Другие - что небольшие, но связанные с частыми переодеваниями - на каждый спектакль шилось много специальных костюмов.

Одни вспоминают его как талантливого актера, другие называют его выступление чем - то средним между "дамой выступающей с голубями и труппой акробатов".

Вот, например - одно его выступление выглядело так:

...В театре было темно. Раздался бой барабанов, занавес поднялся, и лорд Англси предстал в белой шелковой тунике, с огромной бриллиантовой диадемой на голове, сверкающий ожерельями, брошами, браслетами и кольцами. Он стоял там несколько минут неподвижно, без каких-либо жестов. Затем занавес снова опустился...

Излюбленным его номером был, так называемый, "Танец бабочки". Он его исполнял в спектакле - где только можно и не можно, отдельно на сцене, или даже в антракте. Очень его любил. Прообразом этого танца было выступление знаменитой в ту эпоху танцовщицы Лои Фуллер.

Я как-то давно упоминала о ней в одной из статей - на ютубе можно найти ее номер. В общем - она выходила на сцену в простынях, как Алла Борисовна в молодости, но в руках держала еще палки, к которым тоже была прикреплена материя. И под музыку начинала руками в разные стороны махать, сама крутиться - и еще ее подсвечивало разными цветами за счет некоторых ухищрений с одеждой. Получался номер, который, ввиду оригинальности, принес ей мировую славу.

См. фото.

Лои Фуллер на сцене.
Лои Фуллер на сцене.

И, в общем, наш оригинал тоже впечатлился ее искусством и подражал ее танцу, изумляя публику тем, как он горячо извивался. Его так и прозвали "танцующий маркиз" за этот дивный номер.

Еще он очень любил фотографироваться.

На каждый спектакль он приглашал много фотографов, потом просматривал все снимки и лучшие отправлял друзьям, или просто дарил желающим. Так же он обожал сниматься в сценических костюмах, собственно, благодаря чему мы имеем вот это:

Как видим съемка в усах и дамских платьях его вообще не смущала. То ли дело современников... Чего только они ему не приписывали. А между тем он всю жизнь был совершенно одинок. Но, чтобы подразнить публику, в его репертуаре присутствовали произведения Оскара Уайльда, что само по себе было скандалом в те времена ввиду ориентации писателя. А еще он выходил на сцену не просто в женских платьях, но и вообще в костюмах балерин... Немецкая публика, например, каменела...

Некоторые отмечали большую женственность маркиза в женских ролях, но... так-то на то он и артист...)

В общем он очень бодро за несколько лет спустил миллионы, полученные в наследство, наделал долгов, главным образом, портным и ювелирам, и его в 1904 году объявили банкротом.

Поместье и все его вещи были пущены с молотка, и сейчас, готовьтесь, я вам покажу список только некоторых его вещей, которые тогда продавались:

260 пар серых лайковых перчаток,
200 золотых булавок для шарфа,
280 пар носков,
самая большая в мире частная коллекция тросточек - более 200, многие из которых покрыты драгоценными камнями,
30 пар шелковых пижам, которые одна газета описала как “мечты о восточном великолепии"
100 халатов, один из которых был сшит из фиолетового шелка на подкладке из серой белки, а другой-из золотой парчи,
100 пальто - в том числе одно на подкладке из норки, одно на подкладке из персидского ягненка; серебристо-серое пальто с воротником из енота, коричневое пальто из соболя, которое включало 20 хвостов и 10 голов.
ботинки из кожи крокодила и замши, 200 пар тапочек,
смокинг из каракуля,
вечерний костюм из белой замши, который он носил с черной рубашкой и воротником,
костюм для курения из серебристо-серого шелка, на белой шелковой обшивке были вышиты брызги незабудок и фиалок...
сундуки с жемчугом, золотыми портсигарами, украшенными драгоценными камнями,
собаки, вместе с их специальными шелковыми одеждами, на каждой из которых серебром был вышит герб,
автомобили, лошади, кареты, яхты...

Родственники сгруппировались, отстранили его от финансовых дел, расплатились с долгами, и назначили ему небольшую пенсию, с которой он уехал путешествовать по Европе.

Он осел в Монте - Карло и исследовал там возможность обыграть местные казино. Но... ему оставалось уже не долго.

Через год после банкротства он умер от туберкулеза на руках бывшей жены.

Некрологи сообщили, что это был "Печальный конец бесполезной жизни", и сложно с этим не согласиться.

А дальше...

Все пошло своим чередом.

Жена благополучно вышла замуж за банкира и родила ему троих детей.

Титул унаследовал двоюродный брат.

Все упоминания о 5-м маркизе были старательно уничтожены его родственниками, чтобы как можно меньше напоминаний осталось об этом позоре.

Ну и психологи до сих пор ломают головы - что так повлияло на бедного парня, и какими должны быть впечатления детства, чтобы потом вот так себя вести...