Найти в Дзене

Памяти Андрея Круза

Оглавление

Реалистичный зомби-апокалипсис. Романтичный дикий запад в другом мире. Что мы можем вспомнить об Андрее Крузе в годовщину его смерти.

Источник: ren.tv
Источник: ren.tv

Это несколько странно осознавать, но замечательного писателя-фантаста и, как мне кажется, талантливейшего литературного продюсера Андрея Круза нет с нами уже 6 лет. Я не был с ним лично знаком, и по-моему в его ЖЖ написал только пару комментов (и выхватил от него оплеуху), но тем не менее, я не могу не вспомнить о нем. И воспоминания эти хорошие.

Демиург

Демиург – это создатель миров. На форуме сайта сотоварищей и поклонников творчества Круза его так нередко называли и называют до сих пор. Мне так не нравится, это звучит излишне напыщенно. Но тем не менее, помимо интереснейших историй, которые я просто не могу больше перечитывать, ибо помню практически наизусть, Андрей Круз великолепен в создании миров.

Я нередко встречал обвинения его в том, что в своем мире «Эпохи мертвых» он просто написал фанфик по мотивам игры Resident Evil. Ну не знаю, если уж на то пошло, то да - жанр зомби-апокалипсиса изобрел не Круз. А идея эволюции зомби в зависимости от питания человеками вообще на поверхности лежит. Как по мне, это равносильно обвинить Толкиена в том, что его произведение паразитизирует на кельтских мифах и легендах о гномах и эльфах. Ну, а с буквами, которыми пишут книги, так вообще беда...

Также многие хейтеры Круза нередко ставили ему в укор скрупулезное описание оружейной части. Обвесов, моделей винтовок, пистолетов, автоматов (пистолет-пулемет все таки звучит непривычно для человеческого уха). Тоже в общем-то глупость. Если человек реально понимает принципиальную качественную разницу болгарского АК-74 от советского в пользу последнего, почему он не может этого написать. Это в компьютерных играх "калаш" он и есть "калаш". В тех ситуациях, которые описывал Андрей, от этого зависела выполнимость операции. Для меня, человека все-таки далёкого от оружия, в подобных нюансах всегда была особая прелесть. Да, не разбираюсь, но интересно же.

Источник: https://litmarket.ru/storage/blogs/19479_1588045104_5ea7a5308194e.jpg / пожалуй самая известная фотография Круза
Источник: https://litmarket.ru/storage/blogs/19479_1588045104_5ea7a5308194e.jpg / пожалуй самая известная фотография Круза

Как верный поклонник творчества Андрея Круза, я люблю его произведения за здоровую реалистичность. Понятно, что его герои, что Крамцов в «Эпохе мёртвых», что Ярцев в «Земле лишних», достаточно круты, чтобы отстреливать плохих парней, и раздавать лещей налево и иногда направо. Но тем не менее, это были не "конанизированные герои", как называл это Ник Перумов. Это были физически подготовленные парни, умеющие обращаться с огнестрельным оружием и не боящиеся его применить. Но они не лезли напролом, паля во врагов с обоих рук "по македонски" (за редким исключением, стоит сказать). В тоже время они сами нередко оказывались в ситуациях, когда были на волосок от смерти.

В книгах Круза большей частью описывалась подготовка. Умный подход к операции. Сам Круз, помнится, в одном из постов в ЖЖ охарактеризовал свой стиль как "производственный роман". Ему всегда было интереснее подготовить операцию своего персонажа так, как будто он реально готовится её провести.

Вот почти дописал вторую часть "Островов", но никак не могу закончить. В концовках нужны драматические сцены и все такое, а у меня как всегда: ситуацию составил, а потом получается так, что у ГГ единственный разумный выход - свалить без всякого драматизма. И тем самым победить. Еще ГГ может стать м*****м и кинуться в битву против зова разума и, в реальности, накрыться звездой, или победить "испаследнихсил" и чиста авторским произволом. Но очень драматично. Поэтому выбор между "реалистично и скучно" и "драматично, но очень глупо". Хушь плачь (ц).
Про драматическое

Лично меня всегда подкупало именно это. Персонажи Андрея Круза, вместо бессмысленного, но героического штурма с непременным "побежданием" злодеев предпочитали действовать умно: отправить вперед дозор, выявить логово злодеев, посчитать количество противников, посмотреть, как ведется караульная служба. И лишь потом, ночью, прийти и аккуратно всех вырезать. Без излишних геройств и потерь в личном составе.

Все книги Круза были пропитаны именно таким подходом к боевым сценам. Сначала рекогносцировка на 10 страниц, а потом уже идем и побеждаем. При этом, все персонажи были живыми. Не какими-то мегатерминаторами, а прям вот живыми людьми, которые могли и в реальной жизни спросить:

А вот если в Москву приеду - куда лучше идти пиво пить в нынешнее время? Где-нибудь в центре? Где хорошее пиво при разумной цене и симпатичных официантках?
Встал вопрос

И что ценно, этот же подход передался и его литературным соратникам.

Талантливый литературный продюсер

На мой взгляд, огромной заслугой Андрея Круза стало не только его литературное творчество, но и умение позволить другим авторам войти в его миры и написать самостоятельные произведения. Пусть и под чутким контролем Круза.

Благодаря знакомству с творчеством Андрея Круза я познакомился и с другими талантливыми писателями, которые писали сиквелы по его мирам. Мне не нравится термин "фанфик", это не про Миры Круза. Это вполне себе самостоятельные произведения, даже серии произведений, которые написали талантливые писатели.

Например, Борис Громов, с которым у меня уже выходило интервью.

Его серия «Рядовые Апокалипсиса» («Рядовые Апокалипсиса» и «Это! Моя! Земля!»), на мой вкус один из самых насыщенных и интереснейших продолжений цикла (Борис, ну вот честно). Реальный боевой опыт автора в Чечне, опыт работы в ОМОН, а главное то, что место действия смещается из Москвы в Область, расширяет мир «Эпохи мёртвых» превращая его из трилогии в полноценный Мир, который развивают и другие авторы. Самый мой любимый эпизод у Бориса, это штурм Дома Аспиранта и Студента на улице Шверника. Сам в своё время не раз "штурмовал" его по балконам. Однажды даже с грузом в виде скрипки, баяна и баяниста.

-3

Не могу не вспомнить Николая Берга. Медика из Санкт-Петербурга, который кроме того талантливейший писатель и пламенный историк. Его великолепная сага «Ночная смена» («Крепость живых», «Лагерь живых», и «Остров живых») просто великолепна!

-4

Когда я прошлый раз приезжал в Питер, все 5 дней прошли под чтение этой трилогии и путешествия по местам, описанным в книге. Так я открыл для себя один из самых душевных городов воинской славы – Кронштадт. Замечательный город, и очень советую его посетить.

Правда в своей следующей серии Николай несколько увлекся историческим просвещением, что отмечал и сам Круз, но тем не менее очень рекомендую к прочтению все книги Берга.

Объективно: лично я считаю, что пишет он лучше чем я, завидую. Именно литературно. Под конец заносить его начало в военно-историчность, но это под конец. Но при этом это один из немногих фанфиков, который я перечитывал трижды.
Мы из Кронштадта. Подотдел коммунхоза по очистке от бродячих морфов

Это, пожалуй, самые любимые серии сиквелов по миру «Эпохи мертвых». На самом деле многие теперь уже известные авторы отметились в этом сеттинге. И не только в Эпохе, но и в «Земле лишних».

Перечислить всех, кто написал своё прочтение, сложно, там не один десяток талантливейших писателей, многие из которых, например, Александр Башибузук или Игорь Негатин, создали свои миры. Да много их! Я не буду утверждать, что их творчество началось именно благодаря Андрею Крузу, но познакомился я с их творчество благодаря ему.

Отдельного упоминания заслуживает его межавторский цикл с Павлом Корневым про Хмеля и Клондайка. Корнев в свое время создал очень увлекательный мир Пограничья. Круз в одном из интервью упоминал, что к писательству в не малой части его вдохновила серия Пограничье. И вот однажды два мастера встретились.

Источник: https://fb.ru/misc/i/gallery/43131/3119871.jpg
Источник: https://fb.ru/misc/i/gallery/43131/3119871.jpg

Самая главная заслуга Андрея на поприще литературы, это не столько написание интересных книг, но и его продюсерская деятельность. Ведь упомянутые выше писатели смогли издать свои произведения с его помощью.

Во-первых, Андрей Круз видел талантливых писателей и не чинил им препоны с точки зрения авторского права. С некоторыми, как например с Громовым и Бергом, они сделали, как нынче принято говорить, "колаб", то есть взаимно обменялись героями в своих произведениях. Приняв активное участие со всех сторон, чтобы максимально круто вписать их в сюжет других авторов. Круче всего получилось с Бергом, там хронологически совпало с написанием «Я! Еду! Домой!» и сюжет встречи персонажей был описан как у Круза, так и у Берга. Книги по-моему вышли тоже с небольшой разницей во времени.

Русский патриот

Несколько пафосно прозвучал заголовок! Тем не менее.

Не могу не отметить личностный момент. Я в свое время прочитал ЖЖ Андрея с первого до последнего поста. Как психолог по образованию захотел понять Круза как человека, его характер, его взгляды.

Он был, на мой взгляд, достаточно "ершистым" и прямым человеком. Если кто-то говорил глупость с его точки зрения, он не меньжевался об этом прямо сказать. Иногда это выглядело грубо и жёстко, но это всегда было честно.

С тех пор как я стал писать книги и вести блог, мое отношение к человечеству меняется с плохого на просто п***ц какое.
Закрою я пока журнальчег, отдохну от него как можно дольше.
Философское - 2

Также прямо он критиковал в своих постах и российскую власть. Но при этом это тоже не выглядит критикой "хруста французской булки". Например, Круз довольно жёстко критиковал Президента и премьера РФ (не будем озвучивать фамилии) за глупую, прям предательскую внутреннюю политику.

Но, когда Крым был присоединён к России, и РФ косвенно поддержала Донбас и Луганск, он радовался этому факту. В нашем биполярном мире, и я не о внешнеполитическом термине, а психиатрическом (биполярное расстройство личности), когда восприятие разделилось на две полярные позиции, где мы либо любим Россию, Президента и Власть, либо не любим Президента и Власть, но не любим и Россию. Андрей Круз сохранял, на мой взгляд, точную точку зрения. Власть и президент не равно Россия. Он, несмотря на то, что много лет прожил за рубежом, оставался патриотом своей Родины, не переставая критиковать негативные процессы в стране, но любить страну в которой родился.

Как по мне, это очень честная позиция. Честнее, чем у многих.

Источник: https://ic.pics.livejournal.com/eshka_43/27626631/1086658/1086658_original.jpg
/ С семьёй.
Источник: https://ic.pics.livejournal.com/eshka_43/27626631/1086658/1086658_original.jpg / С семьёй.

Мне очень не хватает новых произведений от Автора. И хочется верить, что в Лучшем из миров он нашел своё место.

Уважаемый Андрей Круз, спасибо тебе за твои книги, за твои миры и за твоих соратников, которые продолжают твои миры развивать. Ты крутой, но и без моих слов ты это знаешь.

Покойся с миром. Мы, читатели, тебя помним. И будем помнить.

P.S. Отдельное спасибо моему брату, за то, что он познакомил меня с этим замечательным писателем. Спасибо, Колян!