«Учительский психологический тренинг» - однажды мы даже рискнули и замахнулись на проведение психологического тренинга с большинством учительского коллектива. Это было непростое время в жизни нашего коллектива, когда после ряда конфликтов стали нарастать центробежные тенденции. Возникла угроза главному достижению нашего коллектива, его стабильности, когда часть коллег всерьез стала задумываться об уходе из школы. Надо было что-то делать, и мы решили рискнуть.
Риск заключался в том, что тренинг как таковой предполагает добровольность, но добровольно коллектив не собрался бы в тех условиях точно, поэтому тренинг был зашифрован как семинар по освоению новых технологий для работы с коллективом. Далее, проводить его пришлось после почти полноценного рабочего дня, - это тоже не лучший фактор успешности. И, наконец, неизвестно было, как скажутся, еще не улегшиеся в коллективе волны раздражения и недовольства.
Собралось более двадцати человек – многовато для тренинговой группы, но это большая часть педагогического состава. На доске были заранее написаны цели тренинга (самопознания, сближения, помощь в работе с кл. коллективами), правила (открытости, искренности, конфиденциальности, взаимопомощи, «мертвой зоны»), принципы (психологического «зеркала», обратной связи, проявленности чувств, обращения по именам).
В краткой вступительной речи я попытался обосновать цели тренинга: нам нужно постараться увидеть друг в друге людей, которые могут быть интересны и полезны лично для каждого и на этой основе сблизиться. Все написали свои имена и сложили их ко мне по типу «коробочки» в лагере или «бочонка» в «Школьном доме» - можно было начинать работу.
Рассадка по случайно выпавшим именам прошла гладко: коллег удалось убедить в том, что на время, для лучшего сближения со всеми участниками тренинга, лучше дистанцироваться от обычных связей.
Первое задание – знакомство «Достоинство – недостаток», когда нужно было назвать свое имя со своим положительным и со своим отрицательным качеством, предварительно повторив перед этим автохарактеристику соседа, - уже выявило сбои. Пара человек отказалась называть свои качества, считая, видимо, чрезмерной предлагаемую в этом упражнении степень открытости.
Следующее упражнение – противоположности «Прозрачный – непрозрачный» вообще привело к срыву у одной из участниц. Казалось бы, все шло хорошо. Два человека прошли через упражнение, без особых затруднений разделив всех на «прозрачных» и «непрозрачных», но когда стали выяснять самых «прозрачных» и «непрозрачных» - дважды указанных в этом качестве - одна коллега покинула тренинг. Ей показалось очень обидным оказаться «непрозрачной» и она не смогла «перебороть» себя. Стало ясно, что все учительские ролевые защиты и комплексы уже заработали у участников в полную силу. Я это слишком поздно почувствовал, в данном случае, не объяснив с должной степенью доходчивости, что в этом упражнении нет никакой нравственно значимой оценки, а критерии «прозрачности» и «непрозрачности» очень индивидуальны и субъективны.
Но, к слову, это был единственный существенный «прокол» на тренинге, когда группа потеряла одного из своих участников. Уже следующее упражнение «Опознай, кто сделал» прошло с двумя участниками настолько непринужденно, что мне показалось целесообразным использовать уже всю группу в «карусельном» упражнении. Заодно и размяться от продолжительной статики.
«Карусель глаз» («Какое чувство выражают мои глаза?») прошла с большим интересом и без каких-либо эксцессов. Для помощи в определении чувств – на доске был записан список десяти базовых эмоций, и я напомнил о включении «на полную мощность» одного из главных принципов тренинга – психологического «зеркала».
После «Карусели глаз» стало ясным, что группа созрела для «сущностных» упражнений личностного уровня общения. Сначала прошли два тура «Орбиты». У обоих протагонистов (точнее, протагонисток) выстраивание планет на орбитах в зависимости от степени близости прошло в целом успешно и адекватно, но напряжение все-таки чувствовалось. Особенно это было заметно, когда многие старались затушевать небольшие расхождения по степени близости к протагонисту-«солнцу».
Предпоследним упражнением стало «Встречное мнение». Я специально не стал акцентироваться на достоинствах и недостатках, - пусть это будет просто «сущностное» мнение о себе, как у протагониста, вышедшего за дверь, так и у участников, которые пытаются сформулировать главное качество протагониста. Но, видимо, это уж «оценочная» специфика учительского труда – большей частью звучали именно достоинства и недостатки. Хотя все было принято, к моей радости» вполне адекватно.
И, наконец, последнее упражнение в тренинге. Я его назвал «Экспресс-проблемы».
Важно было на первом тренинге, чтобы учителя почувствовали способность коллектива прийти на помощь каждому, его «фасилитирующую» роль. Каждому было предложено написать на листке какую-то свою проблему, которая нуждается в совете для ее разрешения.
Безусловно, это было главное тренинговое упражнение, однако шел уже третий час тренинга, можно было работать еще не больше часа, - не рискованно ли было «погружаться»?.. Но риск оказался не напрасен. Упражнение полностью себя оправдало.
Настоящим откровением для меня стало то, что все учителя отнеслись серьезно к упражнению, никто не ответил агрессивной защитой или укрылся за юмористической маской. Значит, было общее чувство, что мы можем помочь друг другу. Судите сами по списку проблем:
- «Я не уделяю себе лично времени. Мне кажется, что все важно, кроме меня самой. Как полюбить себя?!»;
- «Как добиться уважения в семье?»;
- «Заниженная самооценка личности»;
- «Общение с людьми, которые очень злые, недобрые»;
- «Как поверить, что любовь существует?»;
- «Как научиться не принимать все близко к сердцу?»;
- «Бессонница»;
- «Муж не любит мою маму»;
- «Как быть нераздражительной?»;
- «Как не обижать людей?»;
- «Я устаю от людей, но и в одиночестве мне страшно»;
- «Как перебороть в себе недостаток – несдержанность?»;
- «Мне хочется помочь людям, но не могу. Проблема – не хватает денег»;
- «Принимаю многое на свой счет и переживаю»;
- «Мне трудно признавать свои ошибки»;
- «По утрам очень не хочется идти на работу»;
- «Как общаться с неискренними людьми? Когда в глаза говорят одно, а за глаза другое…».
Коллеги, близки ли Вам проблемы наших учителей? Мне кажется, в этих проблемах отражается нечто общее, что присуще всем нам не только как педагогам, но и просто как людям.
Обсуждение проблем прошло в «экспресс-режиме». Отличие от палубной процедуры заключалось в том, что сначала я в случайном порядке вытаскиваю имя коллеги, кто будет давать совет, а затем, опять же случайно, из общей стопки вытаскиваю и зачитываю проблему. Только после ответа выпавшего «советчика», если у других участников есть что добавить, можно было подключиться к обсуждению. Но и то, не увлекаясь, чтобы не затягивать время.
Наиболее бурные дебаты развернулись вокруг двух проблем: «Как полюбить себя?» и «Как поверить, что любовь существует?». Причем, в первой проблеме коллега открыла себя, и обсуждение шло в «открытом», особенно ценном с точки зрения эффективности оказываемой помощи, режиме.
«Последействие» тренинга из-за цейтнота времени оказалось смазанным, но главное, что удалось выяснить – небесполезность прошедших трех часов напряженной работы. Уже потом в частных беседах многие говорили о недостаточной искренности, скованности, «невключенности» (кстати, я этого не заметил). Даже если так оно и было (а это все-таки еще вопрос!), этим не отменяется главное: главная цель тренинга была достигнута – мы почувствовали интерес друг к другу и увидели возможность оказания помощи каждому силами единого коллектива. А это более чем достаточно для первого тренинга.
Если в учительском коллективе ведется целенаправленная работа по его сплочению и переходу на все более высокие уровни дружбы, в конце концов, возникнет проблема «высших ценностей», о которых мы уже говорили.
Начать можно с формирования общего поля ценностей. Некое первоначальное поле коллективных ценностей создает уже сама учительская профессия. Все учителя заинтересованы в том, чтобы их подопечные вырастали образованными высоконравственными людьми и обладают для решения этой задачи хотя бы минимумом педагогических средств, состоящих из знаний, умений и навыков. Это и есть необходимое минимальное поле для сотрудничества. Необходимое, но порой недостаточное.
У каждого учителя чаще всего свои представления о способах воспитания и обучения. И тут уже задача руководителя учительского коллектива и его администрации, чтобы под эти многообразные представления подвести некую общую базу, некие общие ценности, которые разделяло бы большинство учителей и которые стремились бы воплотить их в жизнь. Положительных примеров реализации этой задачи в принципе вполне достаточно.
И, тем не менее, даже этого может оказаться недостаточно. На высших этапах своего развития коллектив может дорасти до ценностей, уходящих в высоты религиозной сферы.
Уход от этого неизбежно будет приводить к расслоению коллектива на «группы по интересам», каждая из которых будет самостоятельно решать задачи самоопределения в сфере высших ценностей. Конечно, не всегда это плохо. Необходимость нахождения некоего «общего знаменателя» по отношению к тем же – «Вере», «Отечеству», «Любви» - может возникнуть только тогда, когда коллектив действительно готов стать субъектом самоопределения в сфере этих ценностей, а к этому он может подойти только на самых вершинах развития дружеских отношений.
Это бывает редко. Но иметь в виду такую перспективу все же никогда не помешает. Вы согласны, коллеги?
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Друзья, мы закончили с Вами плавание по штормовому морю повседневности к «островам дружбы». Надеюсь, что мы теперь можем с полным правом называться друзьями.
Конечно, далеко не все из «лоцманских карт» дружбы нами рассмотрены, но надеюсь, что кое-что нам все-таки удалось понять и не без пользы провести время за разбором многих «подводных течений» дружбы и коллектива.
Спасибо Вам за внимание.
(окончание)
начало - здесь