Футуристы, будущники и будетляне, сюрреалитсы, дадаисты и супрематисты. Что хотел передать Дали и Малевич? Почему переливающиеся картинки или хаотично расположенные фигуры вызывают такой восторг у искусствоведов? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, нам надо обратиться к манифестам. На примере недавнего манифеста Артема Boulevard Depo разберемся, что же это за понятие.
Контекст
Изначально манифестом называли торжественные государственные акты. От законов они отличались в основном тем, что помимо правил и норм в манифесте были и мысли, и иногда идеи. По сути это были законы с комментариями. Вот, например, отрывок из Манифеста о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству от 18 февраля 1762 года.
[…] Мы с удовольствием нашим видим, и истинный сын отечества своего признать должен, что последовали от того нечетные пользы, истреблена грубость в нерадивых о пользе общей, переменилось невежество в здравый разсудок, полезное знание и прилежность к службе умножило в военном деле искусных и храбрых генералов, в гражданских и политических делах поставило сведущих и годных людей к делу, одним еловой заключить, благородные мысли вкоренили в сердцах истинных России патриотов безпредельную к ним верность и любовь, великое усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была. […]
Манифесты в культуре
Позже в середине 19-го века был написан Манифест коммунистической партии — работа Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Там были описаны задачи и цели коммунистических партий и их последователей. Так как коммунизм во многих странах был запрещен, по сути этот манифест - это первое переосмысления этого слова. Маркс и Энгельс назвали документ именно манифестом, в основном потому что это слово ассоциировалось с указом от высшей власти. Хотя в данном случае, конечно, никакой реальной власти ни у одного, ни у другого не было.
Через почти 60 лет Филиппо Томазо Маринетти после аварии на своем спорткаре напишет первый манифест никак не связанный с политикой, Манифест футуризма. Итальянец возьмет на себя власть над всей культурой и опишет новые правила и нормы внутри нее. Так, он призовет полностью отвергать все традиционное и понятное. Манифест окажется довольно агрессивным документом. Даже удивительно, что его напечатали в газете «Фигаро». Например, в манифесте он призовет разрушить все музеи и вместо экспонатов поставить новые машины с заводов (чтобы восторгаться не «старьем», а технологиями). Кроме того, Маринетти довольно много говорил о значимости и крутости войны. Собственно, сейчас он был бы экстремистом.
Время шло. Свой манифест выпустили сюрреалисты. Однако в этом документе говорилось больше об инструментах в искусстве. Они ставят вопрос о «смысле» в произведении искусства. Например, в манифесте предлагается обращаться к подсознанию. Для этого сюрреалисты предлагали «беглое письмо» (то есть писать слова, не задумываясь. А получившееся несвязные словосочетания позже редактировать в что-то более-менее читабельное). Собственно, вспомните известный факт о Дали. Художник спал каждый час по 30 минут. И, конечно, делал он это, не потому что хотел, а чтобы брать образы из своего подсознания (ведь если рисовать всегда только проснувшимся, сознание еще не успеет проснуться).
Малевич сузил определение слова еще сильнее. Его Манифест супрематизма был написан уже к определенной выставке (как раз к той, где впервые появился знаменитый черный квадрат). Вкратце, Малевич предложил идти к «задумке» не от автора, а от смотрящего. То есть, помимо того, что все его картины это, так называемая, пощечина общественному вкусу, весь смысл его работ Малевич заложил в интерпретацию читателя. Условно это можно охарактеризовать как «чем меньше формы, тем больше смысла» или «чем меньше я скажу, тем больше вы сможете додумать». Собственно, квадрат является квинтэссенцией этих утверждений, абсолют и одновременно ноль формы. Еще, конечно, в манифесте очень много рассуждений о «дикости» натурального искусства.
Qwerty Lang
Что же мы имеем сейчас и почему двухминутное видео не самого популярного репера можно причислить к манифесту? Во-первых, как и в вышеперечисленных документах, Boulevard Depo выпускает свое произведение искусства (в данном случае альбом, а не выставку) и сопровождает релиз комментариями. Разница заключается в основном в том, что Артем (в виду новых реалий) отходит от пафоса. Если Бретон, Малевич и Маринетти называли себя условными «государями нового искусства», то Бульвар вместе со своим битмейкером всего лишь констатирует нынешнюю ситуацию в культуре и предлагает свое видение новой музыки. Отчасти такое изменение можно связать с тем, что в культуре стало модно заявлять себя лучшим (…), первым (…), единственным (…). А значит объявлять релиз как эксперимент наоборот кажется необычным решением.
«QWERTY LANG PROLOGUE» не заявляет почти ничего нового. Артисты делают небольшой срез современной культуры «Мы уже давно не пользуемся бумагой для написания текста… Мы даже не пользуемся классической азбукой, а пользуемся раскладкой в телефоне, в которой первая буква алфавита “й”». Артисты заявляют себя пограничным поколением (миллинеалами) и говорят о том, что хотели лишь совместить ушедшую культуру с новой. В этом и заключается эксперимент, это же и цель самого релиза.
Как и в предыдущих примерах, мы можем попытаться перенести заявления на собственно само произведение. Разобрав несколько треков, можно увидеть несколько отсылок на новые явления, и несколько на события прошлого века. Например, в треке «СК» как интро звучит хор сибирских каторжников и весь трек - попытка адаптировать «Колымские рассказы» или «Один день Ивана Денисовича» (имеется в виду атмосфера) в единый короткий трек. В то же время в композиции «Аutopoetry» Артем создает трек частично или полностью с помощью нейросети, состоящий (наверное на половину) из запросов в Яндексе.
Если вам понравилась статья, подписывайте на наш канал и не забывайте писать в комментариях, о ком или о чем вам было бы интересно почитать в следующий раз.