Система покупки электронных билетов на сайте РЖД мне всегда казалась достаточно надежной: купил билет, пришел на поезд с паспортом – и никаких проблем. Но на днях сайт РЖД подложил мне большую «свинью». Он дважды втихаря аннулировал мне купленные билеты, так что я чуть не заночевал на вокзале.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
Попытка №1
Мне нужно было уехать из Петербурга в Москву максимально поздно. Поездку я планировал за три дня и выбрал для путешествия поезд №159/160 сообщением Петрозаводск – Москва. Из Петербурга, который является промежуточной станцией для этого маршрута, поезд отправляется в 02:04, что меня вполне устраивало. Я зашел на сайт РЖД и купил билет в СВ. Место этого класса стоило 3247 рублей 60 копеек – на 700 рублей дороже, чем купе.
При оплате билета сайт РЖД предложил воспользоваться сервисом «ЮMoney», что я с радостью и сделал, потому что являюсь активным пользователем этой платежной системы (как и все авторы Яндекс.Дзена).
Возможность оплаты через «ЮMoney» появляется только при покупке билета на поезда перевозчика РЖД/ДОСС, который и обслуживает выбранный мной вагон Рускеала – Москва. Я раньше неоднократно оплачивал РЖДшные билеты через «ЮMoney» и не ожидал подвоха.
Я купил билет и забыл о нем, а за час до отправления решил проверить, во сколько точно уходит поезд, и обнаружил… что в личном кабинете нет ни одного билета.
Я не поверил своим глазам и проверил на всякий случай личные кабинеты на старой и новой версиях сайта, а также в мобильном приложении. Нигде билета не было.
Затем я посмотрел архивные заказы – думаю, вдруг перепутал число и купил не на ту дату, и мой поезд ушел еще вчера. Но и там ничего не было. Тогда я решил, что сошел с ума и билет не купил. Чтобы убедиться в этом, я пошел в выписку счета на сайте «ЮMoney» и обнаружил, что списание за билет было! Но через шесть минут после оплаты произошла отмена операции и деньги за заказ вернулись на счет. Я этого, конечно, не заметил. РЖД о таком не предупреждает.
Причины возврата в выписке обозначены не были.
Попытка №2
До отправления поезда оставалось 62 минуты, и я спешно начал покупать билет еще раз. Важно было успеть, потому что за час до отправления продажа электронных билетов обычно прекращается. СВ уже не было в наличии, поэтому я взял место в купе. На всякий случай проверил, что билет появился и в личном кабинете на сайте, и в мобильном приложении. Кажется, эту надпись нельзя трактовать иначе. Из нее следует, что все получилось:
Пройти электронную регистрацию система не давала, т.к. оставалось мало времени до отправления поезда, и я понял, что на вокзале билет нужно будет распечатать. Однако терминалы Ладожского вокзала меня не слушались и выдавали ошибку.
До отправления поезда оставалось 15 минут. Я не мог поверить своим глазам: у меня был скриншот заказа, но я не мог получить билет. Меня охватывала паника, а в голове рисовались картинки, как я ночую на вокзале: это был последний поезд на Москву. Непонятно было, куда бежать: у каждой кассы и у старшего билетного кассира стояли очереди.
Я попробовал проделать операцию по распечатке трижды в трех разных терминалах. Когда все три терминала мне отказали, я залез в выписку счета и опять обнаружил возврат денег. Значит, мой билет был попросту аннулирован. Снова.
Здесь надо сказать, что «ЮMoney» – это не какая-нибудь левая платежная система. Это бывшая платежная система «Яндекс.Деньги», которая теперь принадлежит Сбербанку.
Попытка №3
На Ладожском вокзале в это время работали всего две кассы, и в обе стояли люди. К счастью, в очереди были не только те, кто собирался брать билет на отходящий поезд. В этот день из-за схода с рельс колесной пары отменили поезд «Стриж» №711 сообщением Петербург – Москва, и среди стоящих были те, кто оформлял возврат. Они меня пропустили вперед.
Сто лет не покупал билеты в кассе, так что не знал, что теперь нет никаких бланков билетов, а дают безликие чеки – сразу три. Ровно за пять минут до отправления поезда я получил пачку чеков (спасибо кассиру по фамилии Дорогая, которая все сделала молниеносно, успев даже спросить меня, какой вагон и номер места я хочу, и я по памяти назвал те, на которые оформлял билет час назад).
Ну а дальше – дело техники. На поезд я успел.
Правда, я до конца не понял, как работают эти чеки. Времени дойти до своего вагона у меня не было, и я быстро сел в первый попавшийся. Проводница не стала смотреть на чек, а вбила в свой наладонник данные моего паспорта. Оказалось, что в системе сведений о билете не было.
«Ладно, идите так. Видимо, вы только что купили и система еще не обновилась», – со знанием дела отмахнулась она.
Я так понял, что чек – не билет, его не проверяют, и он не имеет никакой юридической силы. И если вдруг ты купил билет только что, и сразу пришел садиться в вагон, то ты оказываешься в правовом вакууме. Тебя еще нет в системе, а чек как будто ничего не значит.
Когда я дошел до своего вагона, в системе я уже появился, так что проводник без вопросов пустил меня на мое место.
Через день я провел еще один эксперимент. Я снова купил электронный билет на этот же поезд через сайт РЖД с оплатой через Юмани.
И как и в предыдущих случаях через некоторое время после оформления он аннулировался.
Всегда между покупкой и возвратом проходит шесть минут.
Я перешлю в РЖД эту публикацию. Пусть поищут баг и исправят его. А читателей остается лишь предупредить: будьте внимательны. Кажется, сайт РЖД и ЮMoney не очень дружат с вагонами Рускеала – Москва. А, может, и на других направлениях есть схожий глюк!