Режиссер Савва Кулиш снявший "#Мертвый сезон наверное стал первопроходцем в жанре советского политического детективного фильма, да еще и про шпионов. Мало того, что в картине впервые показываются действия #КГБ #ссср за рубежом в настоящее время, так еще и прообразом главного героя Константина Ладейникова (Донатас Банионис) послужил реальный разведчик Конон Молодый работавший в Великобритании под именем Гордона Лонсдейла. Молодый выступил и главным консультантом фильма. И пусть картина снималась под негласным патронажем Комитета Госбезопасности, перед съемочной группой стояла сложнейшая задача показать отечественному зрителю западный мир, причем без четкой привязки к какой либо стране. Ну если с одеждой проблему можно было решить, как собственно и провести все съемки в Эстонии, эта республика больше всего походила на европейскую страну, то вопрос с автомобилями оставался открытым. И тем не менее, не смотря на то, что машины в фильме ездят западноевропейские, английские и американские. Откровенных несоответствий в картине почти нет. Да, автомобилей было не очень много, попадались даже машины из стран СЭВ, но тем не менее.
Ну а поскольку парк машин предоставленных для съемок был все же ограничен, то переодически использовались документальные кадры. Которые, судя по всему, снимали в Лондоне. Да, знаменитых двухэтажных автобусов на них нет, но периодически появляются лондонские таксомоторы. Здорово сделан переход к реальной картине, через черное, практически встык режиссер смонтировал темную улицу Таллина и тут мы видим первый автомобиль из картины. Это стоящий у гостиницы черный #Mercedes W 110 седан из Штутгарта на котором появились плавники.
Потом на улице появляется удивительно красивый и выглядящий даже сегодня современным Citroen DS 19. На нем подъезжает к отелю почувствовавший за собой слежку Ладейников.
Когда разведчик пытается "сбросить хвост", то он бежит через стоянку и на ней мы снова видим Mercedes W 110.
После того Константин Ладейников несколько раз меняет средство передвижения он садится в такси. Это тоже Mercedes но на этот раз в кузове W 143.
Когда же действие переносит нас в некий город, где расположена фармацевтическая фирма являющаяся предметом расследования Ладейникова, то мы может заметить корму #Skoda 440.
Но вот мы видим главных злодеев и объекты слежки нашего агента. Они садятся в разные машины. Большой американский седан Pontiac Chieftain 860 Four-Door Sedan. Это машина второго поколения(1955-1957). Она получила совершенно новую платформу, кузов и самое главное двигатель. Под капотом этих автомобилей, после большого перерыва, а именно с 1932 года, устанавливались моторы V8 Strato Streak. С годами их мощность и объем росли.
Но самый главный злодей ездит действительно на дорогом и редком автомобиле Mercedes 300 SL(W 198) или как его еще называли #Guliwing или "Крыло чайки". Случай для отечественного кинематографа уникальный, поскольку это купе никогда не падало в цене.
Что бы опознать нацистского преступника Ладейников вызывает из Москвы бывшего узника концлагеря Ивана Савушкина(Ролан #Быков). Тот заселяется в гостиницу и идет по городу. И тут режиссер Савва Кулиш вновь использует кадры хроники. Это снова Англия. У тротуара стоит Morris Minor, а в нижнем правом углу видна фара Mini.
А вот на переднем плане Ford Cortina.
Савушкин продолжает прогулку. Они идет через двор в котором припаркованы черный #BMW 1600 и фургон Barkas. Баварская машина действительно очень интересна. Это представитель Neue Klasse, или линейка седанов и купе спасшая компанию от разорения.
А вот фургон Barkas снова, на этот раз он стоит к нам не кормой.
Потом Савва Кулиш снова перемежает планы съемок фильма и кадры хроники. И вот в одном месте в объектив кинокамеры попадает очень интересный автомобиль молочника. Это Morrison Electricar. Свой первый электромобиль они построили еще в 1933 году. Эти машинки на аккумуляторах пользовались большой популярностью в Англии. Они развозили молоко, хлеб и другие продукты. Компания прекратила свое существование в 1983 году.
Когда главный злодей встречается с шефом полиции, то он приезжает на взморье и на песке стоит черный #автомобиль с закрытыми колесными арками. Это Hudson Hornet. О нем я расскажу чуть ниже, ведь из-за скудности автопарка съемочная группа была вынуждена использовать одни и веже машины для разных сцен.
Так вот на пляж агент приезжает на все том же Mercedes 300 SL
Ну а шеф полиции ездит на совсем древнем американском автомобиле. Что же это за машина? Форма кузова полностью совпадает с моделью #Lincoln model K выпуска 1932 года. Но вот поначалу меня кое что смутило. Смотрите с 1927 по прямому распоряжению Эдсела Форда(сына Генри Форда) все автомобили стали снабжать отлитой в бронзе и покрытой серебром фигуркой или маскотом серой гончей которая прожила у Энсела 14 лет. Он решил таким образом отдать дань уважения собаке. Но на автомобиле в фильме ее нет. Если посмотреть внимательно на фары головного света, то они покажутся излишне маленькими. Дорогие автомобили того времени снабжались фарами большего размера. Так фот эта оптика в картине "Мертвый сезон" не оригинальная. Я разместил фотографию оригинального лимузина, посмотрите.
А мы продолжаем прогулку с Савушкиным. И вновь мы видим кадры кинохроники. Это выставка собак в Англии. В левом углу Daimler Magestic. Автомобиль этот выпускался с 1958 по 1962 год. И имел довольно прогрессивную конструкцию. Увы, в основе оставалась рама, но зато все тормоза были дисковыми, а педаль имела усилитель. Машина снабжалась трехступенчатым "автоматом" , гидроусилителем руля и шестицилиндровым силовым агрегатом.
Далее мы видим универсал Austin A60 Countryman. Вообще то вся линейка называлась Cambridge и дизайн для всей линейки машин разрабатывала Pininfarina. Под капотом мог стоять либо бензиновый, либо дизельный двигатель. Коробок тоже было две: механическая и автоматическая. Модификация А60 производилась с 1961 по 1969 год.
А вот на площадку въезжает Vauhall Viva HB. Это машина второй серии. Они впервые получили четырехдверный кузов седан и даже автоматическую коробку. Но из-за маломощного мотора его называли самым медленным автомобилем на дороге.
Савушкина встречает своего будущего похитителя. Но перед этим мы можем увидеть множество автомобилей. Вот стоит Mercedes 380 Cabriolet (W22) и Ford Consul II. Бюджетный вариант модели Zephyr. Забавно, но у него был вакуимный привод дворников.
А вот автомобиль еще одного злодея. Это Ford Taunus. Яркий представитель так называемого Obere Mittelklasse или высокий средний класс. Он имел несколько уровней оснащения. Можно было даже заказать автоматическое сцепление и овердрайв.
Сам Ладейников ездит на довольно дорогом американском автомобиле Plymouth Savoy Four-Door Sedan V8 именно на нем он встречается в лесу с Савушкиным. Машина второго поколения, она выпускалась с 1955 по 1956 год. Свое название она взяла от имени отеля Савой. Только двигатели V8, большие размеры, возможность заказать ремни безопасности и радиоприемник. Эту машину мы еще увидим и не раз.
Потом мы опять попадем на стоянку у фармацевтической компании и вновь, во всей красе увидим Pontiac Chieftain 860 Four-Door Sedan
Hudson Hornet теперь предстанет перед нами в новой ипостаси. Если помните он просто стоял на пляже. Теперь на нем ездят полицейские. Машина имела очень низкий центр тяжести и именно поэтому становилось неоднокраным победителем гонок NASCAR.
За арестованной лаборанткой следит все тот же Mercedes 300 SL
А похищают ее на уже знакомом нам Ford Taunus.
Савушкин оказывается рядом с церковью, где проходят похороны. И мы видим корму седана Rambler Classic по мнению журналистов американского издания Motor Trend этот автомобиль стал лучшей машиной 1963 года. Различали три линейки этим моделей, тогда American Motors Corporation решила ввести цифровые индексы, на манер германского Mercedes. Так самые дешевые модели имели индекс 550, классом повыше 660, а самые дорогие 770.
Чуть позднее мы сможем рассмотреть эту машину во всех подробностях. Она будет двигаться с кавалькадой автомобилей похоронной процессии.
Ладейников понимая, что он раскрыт, ведь Савушкина похитили, пытается вновь уйти от преследователей. Ведь помимо разведчиков его разыскивает и полиция. Это в последний раз когда мы видим его за рулем Plymouth.
Понимая, что у него остается последний шанс спасать Савушкина Ладейников меняет автомобили и пересаживается в Chevrolet Bel Air. Скорее всего это автомобиль 1954 года выпуска. Именно тогда у него изменился бампер, хорошо видны "клыки" и радиаторная решетка. Вообще эта модель менялась ежегодно. С 1949 по 1957 годы подразделение постоянно улучшало ее дизайн и динамику.
И вот тут мы подходим к самому интересному. А именно как Chevrolet неожиданно станет Mercedes. После того, как Ладейников со своим напарником вырывают из лап преступников Савушкина то начинается погоня. Нашему агенту важнее вывезти невинного человека, он печется не о себе. Зная, что его просто посадят за шпионаж.
И вот погоня. Западный агент, на уже знакомом нам Ford Taunus преследует английский автомобиль Rover P4. На самом деле так машину никто не называл, это ее заводской индекс. Различали три модификации с индексами 50, 75 и 90. Младшая версия оснащалась четырехцилиндровым мотором. Две старшие шестерками. Правда разного объема и мощности.
Ладейников понимая, что просто так преследователь не успокоится решается пойти на таран. И вот мы видим как Ford улетает в кювет. самого момента удара нам конечно же не показывают. Но это не Taunus......это отечественный Москвич, который загримировали по него.
А это не Chevrolet.....а Mercedes W 110. Не тот ли этот седан который мы видели в самом начале фильма? Не знаю......
Когда Лайдейникова задерживает полиция, то мы вновь видим Hudson и....
.....вот этот совершенно неопределимый тип автомобиля. Это скорее всего наш ГАЗ который загримировали под Willys MB
Конечно же нашего агента заключают под стражу. Но чуть позднее стороны договариваются об обмене. И вот тут мы можем увидеть помимо наших ВОЛГ ГАЗ-21
Еще три интересных машины. Вот, к примеру, этот Mercury Comet Caliente скорее всего середины 60-х годов. Именно в этот период он получил вертикально стоящие фары. Пять вариантов двигателей, две рядные шестерки и три V8 и три варианта трансмиссий. Две механические и один автомат. Интересно, что с 1964 года эта машина делила платформу с моделью Ford Mustang.
В правоv углу Ford Zephyr 6. Фактически это более дорогая версия Consul о котором я рассказывал выше. Ее оснащали шестицилиндровым мотором. Выпускалась машина с 1962 по 1966 годы. А вот боком к нам стоит Ford Zephyr 4. Главным отличием от шестой модели была решетка радиатора и четырехцидидровый мотор.
Обмен состоялся на мосту.
И агента перевезли в Москву, где его ожидали коллеги на автомобиле Чайка ГАЗ-13
Честно говоря я снимаю шляпу перед съемочной группой. Ведь достать даже такое количество импортных автомобилей, причем практически все они соответствовали эпохе, было тоже своего рода подвигом. Если не видели, обязательно посмотрите. Фильм действительно замечательный, да и актеры великолепные.