Каждый из вас наверняка помнит, как с первых занятий преподаватель говорил вам, что первое правило дебюта – захват центра. «Ну, говорил и говорил», – скажете вы, – «мы и так начинаем партию с хода центральной пешки». Вот только мало того, что вы заботитесь об этом лишь в самом начале партии! Этому должна быть подчинена вся ваша игра! Еще 5-ый чемпион мира Макс Эйве говорил: «Кто не занимает центр и не централизует фигуры, того ждет быстрое поражение».
Почему же выгодно занимать центр? Напомним 3 основные причины:
- Крепкий центр даёт нам много пространства для наших фигур и отнимает его у фигур противника.
- Фигуры из центра могут быстро попасть в любую часть доски, здесь они «бьют» наибольшее количество полей.
- Если центр подвижен, он отбрасывает фигуры противника, и наша атака развивается очень быстро.
Из-за большой важности центра необходимо и фигуры свои развивать так, чтобы они на него воздействовали. Нередко, чтобы овладеть центральными полями, одна из сторон идет на материальные жертвы в самом начале игры (вспомните такое начало шахматной партии, как «гамбит»). Давайте рассмотрим несколько примеров.
Учебная партия
1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сc4 Сc5 4. c3 Кf6 5. d4 ed 6. cd Сb6? (Плохой ход, не создающий препятствий центральным пешкам белых. Нужно было сперва «шахнуть» слоном с «b4», а затем двинуть в центр свою пешку на «d5»).
7. d5! Кe7 8. e5! (Белые пешки заставляют черные фигуры в панике разбегаться и тем самым расчищают линии для решающего удара по королю) 8...Кg4 9. d6 cd 10. ed Кf2? (Погоня за «материалом» быстро наказывается) 11. Фb3! Кh1 12. Сf7 Крf8 13. Сg5! И черные беззащитны. Всё решил стремительный марш центральных белых пешек.
В следующем примере черные также не позаботились о центре. Им не помогло и то, что они успели сделать рокировку.
Алехин – NN (Москва, 1911г., сеанс одновременной игры)
1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сc4 Сc5 4. c3 Кf6 5. d4 ed 6. O-O O-O? (Опять черные не заботятся о центре, они об этом скоро пожалеют) 7.cd Сb6 8. d5 Кe7 9. e5 Кe8
10. d6 cd 11. ed (Белые «вбили клин» в позицию черных и намертво отрезали два фланга друг от друга) 11...Кg6 12. Сg5 Кf6 13. Кc3 h6 14. Фc2! hg 15. Фg6 Кh7 16. Кd5!! Крh8 (Выясняется, что ферзя брать нельзя из-за мата в 2 хода) 17. Кe7 Фe7 18. de fg 19. Кe5! 1-0. Фигуры ферзевого фланга черных так и остались беспомощными наблюдателями, а всё из-за марша белых центральных пешек!
Как вы убедились, очень опасно давать сопернику возможность продвигать вперед свои центральные пешки. И это относится не только к начальной стадии партии!
Глиголич – Сабо (Хельсинки, 1952г.)
Что сильнее – проходные на фланге или в центре? Трудно ответить на этот вопрос. Главное – не дать заблокировать продвижение своих пешек. Чьи пешки затормозились – у того может стать хуже.
1. Сf4 (Желая «оживить» своего слона «g2», белые допускают движение черных пешек) 1...е5 2. Сd2 d4 3. Кd5 Сc6 4. Кf6 Фf6 5. Сc6 Фc6 6. f4 f6! (Важно, чтобы проходные оставались связанными, тогда их труднее заблокировать и они защищают друг друга) 7. Фb3 Крh8 8. Лf1 Кc7 9. Фc4 Кab5 (А вот белые пешки надежно заблокированы и не представляют никакой опасности, конь попутно защитил свой центр, готовя его дальнейшее продвижение) 10. Лbe1 h6 11. g4 (Попытка хоть чем-нибудь «погрозить») 11...Лbe8 12. f5? (Последняя хорошая возможность помешать маршу черных пешек – игра на «блокаду» 12.fe fe 13. Лf8 Лf8 14. Кg3, теперь же у белых плохо) 12...Фd5 13. Фc1 Крh7 14. Кg3 e4 (Пешки заблокировать не удалось, и они скоро сметут всё на своем пути) 15. Сf4 e3 16. Фd1 Фc4! (Поддерживая победный марш центра) 17. h4 Кd5 18. g5 d3 19. Фg4 Лg8! Не давая белым ни шанса на атаку. Через несколько ходов белые сдались. Вот что значит не затормозить центр вовремя!
Все рассмотренные примеры касались такого вида центра, как «подвижный». Существуют и другие его разновидности – открытый (если пешки в центре отсутствуют), закрытый (когда белые и черные центральные пешки заблокировали друг друга), фиксированный (когда в центре имеются пешки обеих сторон, а также открытые или полуоткрытые линии), фигурно-пешечный (когда вместе с пешками в центре прочно расположены фигуры). Все эти разновидности центра и детальные планы игры для них вы будете изучать по мере роста вашего спортивного мастерства. Сейчас же вкратце посмотрим, что из себя представляет фигурно-пешечный центр. Для этого обратимся к позиции на диаграмме 290.
Лисицын – Ботвинник (Ленинград, 1932г.)
Черные не только хорошо расположили свои пешки, но и фигуры. У белых нет никакой контригры, и они вынуждены только наблюдать за тем, как черные перестраиваются и усиливают нажим.
1... Кd4! (Если двинется пешка «е», безнадежно ослабнет пешка «d3», если коня «d4» срубят, то будет новый объект атаки – пешка «е2») 2. Фd1 Сg4 (Белые принуждаются к размену) 3. Сd4 ed 4. Фd2 Сf8 (Освобождая линию «е» для ладей) 5. Лe1 Лe8 6. h4 Сh3 (С целью разменять одного из защитников короля и пешки «е2») 7. Сf3 Лe7 8. Кh2 Лce8 9. Крh1 Сe6 (Черные хотят перевести слона на «d5») 10. b3 Кb4 (Не попадаясь на 10... Кс3 11. е4!) 11. Сg2 Сd5 12. Кf3 Лf7 (Надо ввести в бой еще одного слона) 13. Крh2 Сd6 14. Сh3 Фd8 15. Лab1 Лfe7 16. Кg1 Сc7 17. Кa3 Сb7! (Теперь белые сами вынуждены искать разменов, иначе черные «зарядят» мощную «пушку» из ферзя и слона по большой диагонали) 18. Сg2 Сg2 19. Крg2 Кd5 20. Лc2 Фd6! («Пушка» настроена, пусть и по другой магистрали) 21. Кa3 Кe3! (Коня не срубить из-за быстрого мата) 22. Крh1 Кg4 23. Фf4 (Иначе уже не защититься, грозила жертва коня на «f2») 23...Фf4 24. gf Кf2 25. Крg2 Кd3 Белые сдались.
Видели? Это называется «игра в одни ворота». Позиция черных пешек и фигур в центре была настолько мощной, что белые не могли и «шелохнуться»! А черные при этом перестраивались сколько угодно, пока не «нащупали» выигрывающий план. Вот к чему нужно стремиться!
Задания для совместного решения с преподавателем
Подсказки
№291 – как быстро привести в движение центр и не дать его заблокировать?
№292 – тот же самый вопрос, что и в 291.
№293 – фигурно-пешечный центр хочет украсить красавец конь. Где помеха?
Понравилась статья? Ставьте лайк, а также заглядывайте на наш телеграмм-канал, где вы найдете решения из рубрики "Задания для совместного решения с преподавателем": https://t.me/chesschamion42.
Заходите в гости и к нам на ютюб, где вас ждём много интересных видео: https://www.youtube.com/channel/UC95GCTBXh1hY8qtgnjbqd0Q.
И не забывайте подписываться, чтобы не пропустить новых публикаций!
#детские шахматы #шахматы для всех #шахматы #шахматный клуб чемпион #шах и мат #шахматные уроки #тренер по шахматам #обучение шахматам #игра в шахматы #шахматы кузбасс