Дружить стал Пашка с Иванычем. Как- никак учит его чему- то новому в пчеловодстве, охотно объясняя свои секреты пчеловодства без всякого зазнайства. Но дружба требует жертв. То хитрый Иваныч попросит Пашку свинью у него разделать.
А Пашка знает своим охотничьим инстинктом, что именно сегодня у него лиса в капкан должна попасть. Пока у того с мясом возился, лису вместе с капканом украли. Трактора за сеном ездили, вот кто- то на гусеничном тракторе её и утащил. То попросил Пашку:
Помоги лес заготовить. Лежаки тут у вас не идут. Магазины надо ставить, а в лежаках это не предусмотрено. Буду переходить на Рутовскую систему. Другие ульи делать.
Не было у Пашки циркулярки, чтобы хотя бы рамки , клёпку к рамкам делать. Стоил комплект одной рамки сорок рублей. Покупать накладно. И порешили: Иваныч сделает двести комплектов рамок для Пашки, а тот отработает в лесу, в тайге под горой Синюхой.
И вот заезжает Иваныч за Пашкой на своём УАЗ ике в три часа ночи. Потом заезжает за ещё одним- Виктором , затем за трактористом и везёт их троих в Белокуриху.
Взял Иваныч деляну под Синюхой. В ПМК пилорама, трактор, и на кабальных условиях- отдать половину заготовленного и привезённого на пилораму леса , тот согласился.
Перегружают из машины в трактор ломы, тросы, дружбу и едут уже на тракторе.
В Белокурихе едут вверх по Алтайской улице по тракторному волоку под Синюху. Тракторист уже пожилой высокий жилистый мужик и его иногда ни с того ни с сего бьёт в пути родимчик. Начинает его ломать и корёжить и сидящие рядом перехватывают рычаги управления и останавливают трактор, пока у того не пройдёт. Того ещё и прижимать к сиденью надо, чтобы об кабину не бился. Но вот у того всё прошло и они едут дальше. Тракторист, не помня ничего из того, что только что с ним произошло, говорит, с жаром им доказывая:
-Я землю люблю! Я люблю её пахать! А меня на пилораму посадили, а теперь вот в лес отправили...
Трактор монотонно урчит и Пашка засыпает на ходу, надеясь на Виктора. Тот тоже клюёт носом. Свет фар вырывает из темноты стоящие по бокам дороги пихты, дорогу со следами вчера волочащихся брёвен. Сзади ещё свет фар- не одни они в такую рань и в такую даль по горам за лесом.
Вот тракторист поддаёт газу и трактор ползёт в крутую гору, которую ненавидят все, кто возит лес. На обратном пути с ней столько мороки! Вот долину, по которой едут, освещает взошедшее солнце. В стороне стоит срубленное кем- то из пихты охотничье зимовье. Вот наконец и отроги Синюхи. Двадцать километров до неё, если мерять по карте, используя масштаб.
Отсюда дорога развлетвляется по разным направлениям. Им надо снова круто в гору, по пояс снег. Трактор повисает на снежной целине, буксует, буравя капотом снег. Тракторист попеременно дёргает за рычаги, трактор срывается с места, снова едет по целине снега, сбившись с проложенной в снегу колеи.
Вот наконец и отведённый им участок. Пашка вылазит из кабины трактора в снег, бредёт, утопая по пояс к первой попавшейся пихте. Обтаптывает вокруг снег, как можно ниже отгребая его ногами . Пенёк должен быть не больше десяти сантиметров от земли. Иначе трактор на нём повиснет. Следом идёт Виктор с дружбой. Смотрит вверх, примеряясь, куда упадёт.
Пилит, снизу делая запил, затем пилит сверху горы . Пашка наваливается руками в верхонках на ствол, помогая дереву упасть в нужном направлении. Тракторист елозит на тракторе по глубокому снегу, на косогоре пытаясь подъехать к вершине сваленного дерева. Пашка уже срубил и оттащил его тонкую часть. Отматывает с навески трактора замотанный один из тросов, цепляет один конец за серьгу, другой вокруг обрубленной вершины ствола дерева.
Садится в трактор и едут вниз, таща ствол за собой. Внизу, на площадке, отцепляются и едут вверх, к Виктору. Тот уже успел спилить ещё одно дерево. Снова трактор елозит по снегу к вершине. Пашка обрубает топором конец и цепляет лесину за трактор.
Спускаются вниз, а ту, первую пихту уже кто- то подцепил и утащил... Значит, сегодня им надо успеть стащить вниз на одну больше. Вот, наконец, семь штук стащены вершинами в одну сторону. Длинным тросом их стаскивают вершинами вместе, цепляют, подтягивают на несколько метров вперёд. Трактор пятится назад поближе к вершинам, трос заворачивается спиралью, зацепляется за траки гусеницы, Пашка с Виктором орут трактористу, тот останавливается.
Ломами они пытаются вывернуть из- под гусеницы застрявший трос. Тракторист маневрирует трактором, глядя в заднее окно. Они отцепляют длинный трос, прицепляют волок на трос покороче.
Всё. Двигаются в обратный путь. Проезжают мимо зимовья, к которому по волоку дороги идут двое туристов- парень с красивой девушкой. У обоих за спиной огромные рюкзаки.
Вот и площадка перед крутой горой. Стоят, гудят друг за другом пять тракторов. У кого- то из них сворованная лесина...С краю вытоптанной тракторами площадки стоит ржавая железная будка. Трактористы стоя у сделанного кем- то стола съедают вываленные в общую кучу припасы.
Пашка, бывший экскаваторщик, кусая запечённую лепёшку, рисует взятым из дома куском мела, которым он чистил лисьи шкуры от прилипшей мездры замысловатые узоры. На ржавой стене будки их отчётливо видно. Мел он взял специально, чтобы нарисовать трактористам, как надо вязать узлы на лопнувшем тросе, чтобы надёжно соединить порванные концы.
Мужики, поев, бурно обсуждают, разбирая вязь узоров. У каждого свой узел, но он потом под крутой горой, намотанный подлезшими под трактор сзади вершинами пихт намотается на гусеницы изнутри и его растянет...
Вот первый трогается- ему Пашкина наука ни к чему- за его трактор зацеплены небольшие сани из брёвен. На санях притянутые вершины волока. Сани не дают этим вершинам подлезть под трактор.
Вот и наша троица трогается с места, наконец. Они последние в веренице тракторов. Вершины пихт подлазят под трактор, который не успевает от них уезжать. Хоть и на короткий трос зачекировали, он всё равно трос цепляется за башмак левой гусеницы, его наматывает.
Трактор одной стороной идёт юзом, тракторист чувствует свой трактор. Даёт ход назад, чтобы зацепившийся трос ослаб. Пашка выскакивает из трактора, берёт с полика лом.
Пытается ломом подцепить трос, тот застрял. Ноги с высокой бровки скользят в валенках под крутящиеся гусеницы, трактор дёргается рывками то взад то вперёд , тракторист пытается помочь Пашке.
Зацепившийся меж звеньев траков трос лопается. Пашка выковыривает ломом оторванный конец. Орёт что- то трактористу, машет тому рукой. Тот отъезжает вперёд, потом пятится назад, наезжая на концы брёвен. Пашка связывает трос, залезает в кабину. Трактор трогается.
Уже Темно, только свет от фар впереди. Укороченный узлом трос не попадает к гусеницам. На этот раз они благополучно спускаются с горы, остановившись извлечь намотавшийся на гусеницу трос всего один раз. И впереди сегодня никто с тросами не мучается, не надо подолгу стоять и ждать. Вот тракториста начинает трясти, Пашка с Виктором пытаются его удержать.
Как то получилось, что Пашка выдавливает со своего боку стекло. Оно чуть держится в резинке и Пашку заставляют его прижать и держать. Руки в верхонках у него замерзают. Он думает:
-Да до каких пор я буду руки морозить и отпускает. Оно выпадывает на гусеницу и разбивается. К дребезжащему от вибрации трактора телу ещё и подбирается мороз...
Иваныч их ждёт в гудевшем на площадке уазике. Приезжают они домой в двенадцать, поспав по дороге в тёплой машине. Иваныч со смехом что- то кричит Пашке, тот молча уходит.
В три часа Иваныч снова приезжает, и всё повторяется ещё три раза. В последний раз он приезжает к девяти, они едут кряжевать натасканный лес.
Пашка потом помогает какому- то мужику- тот мучается один и Пашка поддевает ломом брёвна, освобождая мужику зажатую пилу. Тот потом молча уходит, не сказав спасибо. Пашке становится обидно. Он думает:
-Распилить бы тебе сейчас ещё помельче твои брёвна, раз ты со мной так.
Иваныч тянет резину и не отдаёт Пашке и начинающему пчеловоду Виктору обещанные рамки. Как им это всё досталось постепенно забывается. Пашка перестаёт к нему ходить и тот наконец- то привозит и подбрасывает в ограду связку клёпки для рамок.
Потом, когда Пашке за ведро мёда сделают в городе вал к циркулярке и из обрезков уголка кровати он сделает себе циркулярку, Пашка играючи будет напиливать себе за пол дня эти двести рамок...