Этот швейцарский эмигрант создал несколько очень мрачных и тревожных, но в то же время блестящих картин в конце 18 века, создав произведение, которое почти 200 лет спустя было высоко оценено сюрреалистами.
Генрих Фюсли родился зимой 1741 года в городе Цюрих, Швейцария. Сын швейцарского художника и писателя Иоганна Каспара Фюсли, он учился в своем родном городе, но в 1763 году был вынужден бежать в Англию по политическим причинам. Художник, рисовальщик и писатель стал ведущей фигурой в лондонском мире искусства конца XVIII века и наиболее известен как создатель сюрреалистического шедевра "Ночной кошмар", но картина маслом 1781 года - лишь вершина пресловутого айсберга странного и сверхъестественного творчества Фюсли. Его картины часто адски галлюцинаторны по своей интенсивности и изобилуют романтизированными темами насилия, безумия и ночного страха.
Фюсли был склонен иллюстрировать сцены из пьес и поэм, что вполне естественно, учитывая, что он и сам был писателем. Картина "Безумная Кейт", изображающая девушку-служанку, которая потеряла рассудок, узнав, что ее возлюбленный погиб в море, иллюстрирует одноименное стихотворение Уильяма Каупера:
"Была она служанкой и влюбилась
В того, кто покинул ее, ушел в море и умер.
Ее фантазия следовала за ним по пенящимся волнам
К далеким берегам, а она сидела и плакала...".
«Безумная Кейт» Фюсли мастерски передает безумие бедной служанки. Ее дикие и расширенные глаза, проникающие сквозь натянутый холст, ее хрупкие и бесполезные руки сложены по-звериному, ее неощутимо босая нога борется с морской бурей, которая хлещет по ее взъерошенным волосам, развевающемуся плащу и бледной плоти.
В 1880-х годах Фюсли написал по заказу большое количество работ для Шекспировской галереи Олдермана Бойделла в Лондоне. Произведения знаменитого драматурга стали огромным источником вдохновения для Фюсли, который за свою творческую жизнь создал не менее восьмидесяти пяти картин, рисунков, эскизов и гравюр по пьесам Барда. Ариэль - из V акта, сцены i "Бури", где Ариэль, которой Просперо вскоре дарует свободу, поет:
"Где пчела сосет, там и я сосу;
В колокольчике калужницы я лежу;
Там диван, когда совы плачут.
На спине летучей мыши я летаю
После лета веселого.
Весело, весело буду жить я теперь
Под цветком, что висит на ветке".
Эта картина более светлая по тону, чем многие другие работы Фюсли - его сцены, иллюстрирующие "Макбета" в Шекспировской галерее Бойделла, отличались монументальностью и гротеском.
«Безмолвие» - решительно странная картина Фюсли. В ней нет ни символизма, ни явного литературного влияния, она оставляет многое на усмотрение зрителя, но при этом остается одной из самых ярких композиций Фюсли. В этом произведении есть что-то глубоко тревожное, и не нужно много усилий, чтобы понять, что именно. Объект картины явно находится в состоянии сильного эмоционального потрясения - потрясения, о котором он не может сообщить ни одной другой душе. Это вызывает у зрителя чувство глубокого сопереживания, особенно когда он начинает задавать вопросы, такие как "почему?", "кто?" и "как?" Это только усиливается благодаря меткому использованию Фюсли кьяроскуро, выставляя объект в белом свете невинности на фоне зловещей тьмы.
Насыщенная черной магией, сексуальностью и ужасом, картина Фюсли "Ночная ведьма в гостях у лапландских ведьм" исследует темы, поразительно схожие с темой "Кошмара", но в ее исполнении в ней гораздо больше злобы и надвигающегося насилия. Эта мрачная картина была написана для галереи Фюсли "Мильтон", которая была создана для того, чтобы художник мог выставлять работы, иллюстрирующие жизнь и труды английского поэта, интеллектуала и государственного служащего XVII века Джона Мильтона, и родилась из следующего отрывка его эпической поэмы "Потерянный рай" (II, 622-66):
"...следуй за ночной ведьмой, когда, призванная
тайно, по воздуху скачет она,
Заманиваемая запахом младенческой крови, чтобы танцевать
с лапландскими ведьмами, в то время как работящая луна
Затмевает их чары".
Термин "ночная ведьма" в эпической поэме Мильтона является эпитетом для Гекаты - древнегреческой богини, связанной с колдовством, ночью, чародейством и некромантией - среди прочих неблагоприятных вещей. Интересно, что ночная ведьма - это также имя, данное потустороннему существу, ответственному за явление сонного паралича. Часто люди, страдающие от этого состояния, испытывают особый симптом, похожий на то, как будто некое существо сидит у них на груди, лишая их возможности двигаться, что хорошо видно на картине "Ночной Кошмар", где также присутствует вполне буквальная "ночная кобыла", просовывающая свою страшную голову сквозь багровый занавес. Здесь, безусловно, есть пересечение, поскольку в "Ночной ведьме" можно увидеть конное существо, "скачущее по воздуху".
В 1980 году картина вновь появилась на аукционе "Сотбис" после того, как считалось, что она была утеряна на долгие годы из-за того, что предыдущая владелица, миссис Бойд из замка Пенкилл, Айршир, завещала ее своей горничной, миссис Смит, поскольку та не могла выносить ее вида. С тех пор "Ночная ведьма" хранится в нью-йоркском музее Метрополитен.
Фюсли умер в 1825 году и успел внести большой вклад в мир искусства. Многие молодые британские художники того периода находились под сильным влиянием его работ, включая Уильяма Блейка, который был его учеником, и Данте Габриэля Россетти. Сюрреалисты позже приняли Фюсли как суррогатного отца, что совсем не удивительно, учитывая, что суть движения - работать интуитивно, черпая из колодца подсознания. Сюрреалисты прямо похвалили его во время своей выставки в Нью-Йорке в 1936 году "Фантастическое искусство, дада, сюрреализм", заявив, что "одна из самых неисследованных областей искусства - это сны". Когда Фюсли в молодости был вынужден бежать из родной Швейцарии, это было следствием того, что он помог разоблачить несправедливого судью, чья влиятельная семья жаждала мести. Учитывая это, неудивительно, что картины Фюсли наполнены таким глубоким напряжением и изобилуют кошмарными видениями и угрозой, если не реальным насилием. В том же году, когда Фюсли покинул свою родину, он также принял заказ, как и его отец, для церкви. К счастью, судьба вмешалась, и ему пришлось уехать из страны, иначе крайне маловероятно, что он стал бы автором тех картин, которые он создал.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк! Благодарю.
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство