16 февраля я всегда с удовольствием встречаю. В этот день празднуется память одного из самых любимых мною святых – Николая Японского.
Саратов – «японский город»
Так случилось, что в 1999 году был открыт общественный Центр «Япония» в Саратове, при этом, только двумя-тремя годами ранее этого события, я узнал о том, что был такой святой, прозванный Японским.
Когда я только начал свое индивидуальное путешествие по святым местам Поволжья, а это было в 2000 году, в монастыре, где мы остановились для ночевки, я увидел икону Николая Японского. Как она туда попала? – Вопрос. Администратора гостиницы, где мы ночевали, на следующее утро я попросил подарить мне ее. К моей радости он легко это сделал.
В 2010 году состоялось мое первое путешествие в Японию, и молитвы о благополучном путешествии я возносил к Николаю Японскому. В итоге, действительно прошло все очень хорошо.
За духовно здоровое окружение
К чему я это все рассказываю? - На мой взгляд, у каждого человека должны быть люди в его окружении, кто не только оказался достоин быть в этом окружении – ведь, я выбираю: «быть или не быть». Но, чтобы своей чистотой жизни этот человек мог поддержать меня, направить. Эти люди – святые. То есть те, кто причислен к лику святых. Что такое святой? - Это человек, чья жизнь может служить образцом достижения чистоты в самоотверженном служении. Такая жизнь дает свет другим людям. Конечно, есть люди, которые почитают певцов, музыкантов, спортсменов. Ничего не имею против такого почитания. Кстати, жив человек или умер, не важно. Обращение к нему, к этому образу имеет одинаковый эффект.
Еще один момент. Я неоднократно говорил о том, что есть такого уровня люди, личности – святые - носители святости. Я думаю, что это уровень высоких энергий Бога. Впрочем, церковь, заявив о своих действиях в отношении этого человека – причисление к лику святых, каким-то образом играет свою роль. Святость определена. Впрочем, если бы он и не был святым, а Центр «Япония» уже открыт, я в любом случае стал бы искать тех людей, кто близок по духу к моей миссионерской, духовной деятельности.
А есть икона, которая бывает в каждом храме, называемая «Всех святых». Так что, выбирайте для себя помощников из мира невидимого!
ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА
Обычно в православных христианских изданиях о святых пишут очень возвышенно. До такой степени, что эти люди становятся недоступными для понимания их самих, и их жизни вообще. В память о Николае Японском, наверняка бы написали статью под заголовком «Памяти великого святого». Николай, названный в святости Японский, для меня просто человек. Я нисколько не умаляю его заслуг и, безусловно, не могу себя поставить себя рядом с ним. Я просто его очень уважаю, как человека.
Биографию архиепископа Японского Николая (Касаткина) можно прочитать в интернете. Главные факты, которые меня поразили, я изложу для вас. Например. Николай, будучи иереем, отправился в Японию в 1861 году по своему желанию, не окончив духовной академии. Благословил его другой очень уважаемый мною святой, митрополит Иннокентий, кстати, взявший для себя фамилию Вениаминов.
Так пишут биографы о семинаристе Иване Попове, впоследствии ставшем митрополитом Иннокентием. «В семинарии, чтобы различать многочисленных однофамильцев, ректор переменил фамилии многим ученикам, почему Иван Попов тогда стал Вениаминовым, в память о недавно скончавшемся Иркутском епископе Вениамине».
Вот его полное именование, как миссионера: первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов.
Это отдельная история моего заочного знакомства со святителем Иннокентием. В свое время мне подарил один иеромонах икону этого святого. Я уже публиковался, но подписывался своей настоящей фамилией. Когда после паломнической поездки в 2000 году, я стал настоящим журналистом, и мне предложили выбрать для себя псевдоним, я, недолго думая, взял его от своего отчества.
Когда же я однажды стал разбирать свои бумаги, записи, документы, случайно вновь посмотрел внимательней на икону, я обнаружил фамилию святого Иннокентия: «Вениаминов». Я был поражен – это был мой журналистский псевдоним.
Миссионер, подготовившийся к смерти за проповедь о Христе
Еще об отце Николае. Николай Касаткин выучил японский за 8 лет до такого уровня, что мог говорить проповеди на японском! Еще один факт. Несколько лет он проповедовал, не имея учеников в Японии. Его первый ученик вначале был его недругом. Знакомство между ними произошло в 1868 году и тот японец, в прошлом самурай, хотел убить этого русского священника-миссионера. Но после многих бесед со священником Николаем принял православие, поверив словам любви, исходящим от этого человека. Фактически с этого момента начался рост численности прихожан в православных храмах Японии.
Вот как отречение от себя и даже от ценности своей жизни в миссии о Христе, способствуете необыкновенному результату миссии!
Во время русско-японской войны епископ стал уважаем японцами за то, что предоставил возможность молиться им об их победе в православных храмах. Сам же епископ Николай в дни начала войны сказал: «…Я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви… Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране». Тем самым отдавая право решить все Самому Богу.
Величайшим признанием заслуг считается тот факт, что сам император Японии выразил благодарность трудам Николая. После кончины архиепископа Николая японский император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение его останков в пределах города Токио.
Храм, построенный Токио, японцы называют храм Николая-до. Таким образом, они подчеркивают свое уважение не к православию или к христианству, а именно к этому человеку, проповеднику, миссионеру. Они уважают его путь – «до». Поэтому в Японии имя русского человека ассоциируется не с иванами, как обычно в Европе, а с именем Николай. То есть в Японии нас принимают как русских николаев!