Найти в Дзене

Таланты и поклонники, актрисы и гусары

Они остались в романсах, на картинах и в анекдотах. Легендарные герои Отечественной войны 1812-го года, дуэлянты, гуляки, лихие кавалеристы – всё это гусары. Им многое было позволено, многое прощалось – за храбрость, за удаль. В полку чёрных гусар, бросавших вызов смерти служил поэт Николай Гумилёв. Вспомним несколько советских фильмов, где гусары – главные герои, и на поле боя, и на пирушке, и в любовных забавах. Начнём с лёгкого жанра. «На подмостках сцены» (режиссёр Константин Юдин, 1956 год) Экранизация популярнейшего в своё время водевиля «Лев Гурыч Синичкин». Изначально это была французская комедия, которую сочинитель и актёр Дмитрий Ленский перевёл на русский язык, а заодно изменил некоторые эпизоды и характеры персонажей. Водевиль так понравился публике, что годами шёл в репертуаре столичных и провинциальных театров. «На подмостках сцены» - понятная каждому, вызывающая сочувствие история. Потрёпанный жизнью актёр Синичкин (Василий Меркурьев) готов всё отдать, лишь бы его дочь Л
Оглавление
Кадр из фильма "На подмостках сцены"
Кадр из фильма "На подмостках сцены"

Они остались в романсах, на картинах и в анекдотах. Легендарные герои Отечественной войны 1812-го года, дуэлянты, гуляки, лихие кавалеристы – всё это гусары.

Им многое было позволено, многое прощалось – за храбрость, за удаль. В полку чёрных гусар, бросавших вызов смерти служил поэт Николай Гумилёв.

Вспомним несколько советских фильмов, где гусары – главные герои, и на поле боя, и на пирушке, и в любовных забавах. Начнём с лёгкого жанра.

-2

«На подмостках сцены» (режиссёр Константин Юдин, 1956 год)

Экранизация популярнейшего в своё время водевиля «Лев Гурыч Синичкин». Изначально это была французская комедия, которую сочинитель и актёр Дмитрий Ленский перевёл на русский язык, а заодно изменил некоторые эпизоды и характеры персонажей. Водевиль так понравился публике, что годами шёл в репертуаре столичных и провинциальных театров.

«На подмостках сцены» - понятная каждому, вызывающая сочувствие история. Потрёпанный жизнью актёр Синичкин (Василий Меркурьев) готов всё отдать, лишь бы его дочь Лиза (Лилия Юдина) сделала блестящую сценическую карьеру. В девушку влюбляется гусар князь Ветринский (Николай Афанасьев), от которого без ума примадонна местной труппы Сурмилова (Татьяна Карпова), а ей оказывает покровительство граф Зефиров (Юрий Любимов). Вот такая непростая конфигурация.

Интриги, амбиции, наивность и зависть – всё, как в современном театре.

Важная роль отведена гусарам, которыми командует Ветринский. Они должны освистать дебютантку и бурно аплодировать её сопернице, но из-за возникшей путаницы делают всё наоборот.

-3

«Лев Гурыч Синичкин» (режиссёр Александр Белинский, 1974 год)

Попытка номер два модернизировать старинный водевиль. Новая музыка, новые куплеты, декорации вместо натуры, более условные характеры – фактически не характеры, а комедийные маски. В прологе и эпилоге появляется комментатор-дирижёр (Андрей Миронов).

По сути, это игра в провинциальный антрепризный театр, где всё не всерьёз, начиная с представления главного героя (Николай Трофимов): «Лев Гурыч Синичкин, благородный отец из Костромы», и заканчивая сомнительным романом своенравной Сурмиловой (Нонна Мордюкова) и легкомысленного гусара (Леонид Куравлёв).

Кадр из фильма "Лев Гурыч Синичкин"
Кадр из фильма "Лев Гурыч Синичкин"

Князь Ветринский в исполнении Куравлёва более обаятелен, чем в первой экранизации и, кажется, имеет больше шансов замутить с молодым дарованием Лизой (Галина Федотова).

«Ах, как прекрасны водевили, водевили давних лет, где в лёгком стиле развлекались и шутили…»