Рожденная в этот день спешила вынести под ясное небо, на солнечный наст одежды, в которых Масленицу собирается встречать. На солнечном припеке одежда вешний дух перенимала. Да и все девушки в округе следовали примеру Весноуказательницы Аксиньи. В народе именовали ее просто - Оксиньей, в этом было представление образа, символично несущего предвестие весны, добра, девичьего счастья. Синие очи… Какой девушке не хотелось покрасоваться на весеннем гулянье! Чтобы на людях её отметили как рукодельницу, своим нарядом, всем видом, мол, она умница, не кичится, не бахвалится.
Верили, что Оксинья придирчиво поглядывает за девичьим обиходом. Что она непременно одарит женихами, мечтающих о супружеском счастье девушек.
Так что в эти дни на солнечном насте можно было видеть и сарафаны косоклинные, синью отливающие, с кружевными вставками по подолу или с золотой тканой тесьмой. И рубахи да ширинки – глаз не отвести! Душегреи, шубенки беличьи! Шали рудожелтые, платки с бахромой шелковой, зеленой… Все доставалось из сундуков. На недолгое время. Выветривалось. На солнце красовалось. Молва не успевала порой до соседнего дома долететь, как девушки собирали свое приданое, мол, праздничному дню, однако, не срок.
Еще старались на Весноуказательницу пряжу, готовую для вязания носков, чулок, варежек, уже вываренную в золе, умягченную, вынести в огород, разложить по белому снегу, чтобы солнце выморозило и выбелило.
Иные девушки следовали такому поверью: они хоть один моток пряжи, заранее выстирывали в щелоке, в солнечный часок выбеливали, вязали втайне пару чулок, и уже готовые чулки - ополоснув в холодной воде, стелили в Оксиньев день на снегу, веря, что надев их на гуляние, счастье пойдет за ними следом, не обойдет стороной. Также девушки выходили в полдень смотреть на небо, желая увидеть хоть краем глаза Птицу Счастья, что в это день, по преданиям, пролетает над русской землей.
***
Красное угорье в инее,
красные платовья по угорьям – кистями.
Устелила насты Оксиния
– вымытыми холстами.
Убрана дорогим рукоделием
да павами-птицами дороженька.
О Христе-младенце – радением
русская душа полнёшенька.
Яблоневый сад северный
об одном-то заревном листике…
Что хрустальный колокольчик северный
на Кутью зовет путников издали.
На резном крылечке – коромыслица,
на лавке – две бадейки с водицею...
Ныне Матерь Божия свидится
с русскою Оксинией-девицею.
За привет и за доброе участие,
как водилось на Руси в веках седых,
Матерь Божия одарит счастием
ту, что ждёт гостей дорогих.