Найти в Дзене
Sovanimation

«Капля»: притча, которая зачем-то стала мультфильмом

Наверное, о продукции советского аниматографа очень хорошо говорит тот факт, что одним из худших её мультфильмов оказывается «Капля» – вещь по-своему талантливая и уж точно вдохновенная. Ни один из её тропов и приёмов не работают ни единой секунды, но при этом ей не откажешь в определённой креативности. Лично мне кажется, что намного хуже бесчисленные кукольные мультфильмы, в которых нет вообще никакого проблеска авторского начала и которые были просто экранизациями спектаклей. «Капля» совсем не такая…

Но, Господи боже, как много у неё проблем.

Обычно я оставляю обсуждение рисунка на потом, но в этот раз хотелось бы начать именно с него. Рисунок ужасен – и это поразительно, поскольку режиссёром картины выступила Розалия Зельма (я писала о её работах – «Девочке и дельфине», «Филипке», «Фантазёре»). К сожалению, Розалия Борисовна всегда была, как это говорится, режиссёром категории Б – просто физически не существует интервью о её работах. Никто не расспрашивал её об авторском своеобразии её стиля, о том, как ей удаётся добиваться такого лиричного, искреннего повествования – и что случилось в 1984-ом, когда от своего нежного, едва заметного карандашного рисунка она перешла к тралиционной анимации с заметным лайном и блёклыми неинтересными цветами. Если бы речь шла об искусстве, развивающемся в рамках коммерции, то всё было бы понятно – можно было бы списать на то, что вот, аудитории не зашло, она не поняла или сам режиссёр виноват, что у него такие странные, сдержанные работы – в общем, не вышло, не выгорело, рыночек порешал. Но речь-то идёт о Советском Союзе! Что, почему, как это произошло?..

Причём именно с анимацией проблем нет. Это всё ещё очень плавно, постоянно трансформирующееся движение, которое делает объекты на экране очень пластичными – а это важно в истории, рассказывающей о текучей и переменчивой воде. Некоторые образы фантастически прекрасно, и их губит как раз рисунок – он просто недостаточно хороший для того, чтобы передавать такие довольно сложные образы. И получается очень странная картина: концептуально то, что происходит на экране, очень здорово и круто (Река-женщина течёт сквозь берега! Океан обрушивает свою мощь на материк! Кораблик теряется среди волн!), но то, как это нарисовано, не выдерживает ни малейшей критики.

Особенно сама капля.
Особенно сама капля.

Сценарий Роберта Рождественского поэтичный, это так; более того, тот стиль, который в итоге выбран для мультфильма, полностью обоснован его историей. Идея «Капли» понятна: это анимационная притча, которая, освободившись в 80-х от довлеющего диктата партии позволяет создавать сюжеты не в парадигме соцреализма, где капли – это метафоры народа, а просто рассказывает красивую (предположительно) сказку. Ну вот жила-была такая капелька, которая спросила не у ясеня, не у тополя, а у Реки, Моря и Океана, сильные ли они. А в итоге получается, что сила не должна быть злой, а должна быть доброй. Одушевлённые аллегории поняли свою ошибку и признали правоту Капли – вот и весь рассказ. Он занимает ровно столько времени, сколько должен, действительно мотивирует использовать эффекты трансформации воды, ведёт линии волн за собой, заставляя их превращаться в пену и обрушиваться на каменные громады. Может быть, кому-то эта история покажется занудной, но это лишь вопрос о том, воспринимает ли человек жанр притчи или страшно его не любит. Я страшно его не люблю, однако жанровые предпочтения – исключительно вопрос вкуса.

У «Капли» есть ровно один недостаток: она ужасно некрасивая. И её рисунок не передаёт той красоты, того монументального величия, который должна.

-3

Конечно, сравнивать малобюджетную короткометражку с дорогущим полнометражным фильмом, но я всё равно это сделаю – просто для сравнения эффектов. В финале «Последнего единорога» Рэнкина и Басса происходит мощная кульминация на берегу моря, из пены которого вырываются пленённые единороги. Те же самые эффекты – море, обрушивающееся на сушу, разрушающее камни, уничтожающее земной мир – но насколько величественными они выглядят в творении студии Topcraft! Да, тут сказывается бюджет, да и сохранность «Последнего единорога» куда лучше – он как минимум хорошо оцифрован и не имеет неприятной желтизны плохо сохранённых советских мультфильмов. Но, возможно, это знак того, что некоторые идеи требуют большого бюджета и не могут быть достойно реализованы в рамках ограниченного финансирования (а уж особенно если стиль рисунка для сложившейся творческой группы оказывается непривычным…).

Раньше я истово ненавидела «Каплю», но теперь я смотрю на неё с долей жалости. В этом мультфильме есть больший, огромнейший потенциал, он созвучен с любимыми темами режиссёра, он просто очень… искренний – как и почти всё творчество Розалии Борисовны. Но его просто тяжело смотреть, буквально – рисунок уничтожает всё то прекрасное, что пытается сделать анимация, превращая в итоге Реку, Море и Океан в набор динамично движущихся линий, которые лишь имитируют воду, но не могут ею быть.

Наверное, для мультфильма и хорошо, что его не помнят. Но всё равно это вызывает грусть, которую не решит ни одна маленькая мудрая капелька. Разве что слёз.

#советские мультфильмы

#мультфильмы ссср

#капля