Корабль «Victory» - единственный сохранившийся до наших дней боевой корабль времен Французской революции и Наполеоновских войн. Наибольшую известность он получил, как флагманский корабль вице-адмирала лорда Горацио Нельсона (Нoratio Nelson) во время сражения 21 октября 1805 г. при мысе Трафальгар (Испания, к юго-юго-востоку от Кадиса).
Корабль « Victory» хранится в сухом доке №2 военно-морской базы Portsmouth Naval Base. Он одновременно является кораблем-музеем, а также резиденцией Второго морского лорда и командующего флотом метрополии. Ежегодно корабль посещают более 350 000 экскурсантов.
18 декабря 1758 г. парламент одобрил строительство двенадцати линейных кораблей, одним из которых должен был стать будущий стопушечный линейный корабль первого ранга «Victory». Корабли были заказаны 6 июня 1759 г.
Проект четырехпалубного (с тремя пушечными палубами) линейного корабля разработал Sir Thomas Slade, который в период 1755-1771 гг. был наблюдающим за строительством кораблей, состоянием верфей и кораблей действующего флота (Surveyor) ВМС Великобритании.
Закладка вязового киля корабля состоялась 23 июля 1759 г. в доке Old Single Dock верфи Chatham Dockyard (Kent), спуск - 7 мая 1765 г. После спуска потребовалось загрузить 38 т дополнительного чугунного балласта для обеспечения проектной посадки корабля.
Формально наименование «Victory» было присвоено новому кораблю приказом Адмиралтейства от 30 октября 1760 г. - в год восшествия на престол короля Георга III.
В 1769 г. были установлены мачты, и корабль был полностью подготовлен к морским испытаниям. Ввод корабля в состав флота состоялся 12 марта 1778 г.
В общей сложности на постройку корабля ушло около 6000 деревьев, 90% которых составляли дубы, иными словами, была вырублена дубовая роща площадью более 40 га. Мачтовый лес в те времена поставлялся из Новой Англии, многие материалы, в частности, деготь, сало, скипидар, канифоль, пенька - из Прибалтики.
Полная стоимость корабля составила 63 176 фунтов стерлингов. 3 шиллинга. Основные характеристики корабля«Victory»:
водоизмещение в полном грузу - 3500 т;
полная грузоподъемность - 2162 т;
длина - 69,2 м габаритная,
56,7 м - пушечной палубы, 46,1 м киля;
ширина габаритная по реям парусного вооружения - 15,8 м;
высота топа грот-мачты над уровнем моря - 67 м;
высота трюма - 6,55 м.
Пушечное вооружение: нижняя пушечная палуба - 30 пушек калибром 42 (178 мм); средняя пушечная палуба - 28 пушек калибром 24 фунта (150 мм); верхняя пушечная палуба - 30 пушек калибром 12 фунтов (118 мм); полуют - 10 пушек калибром 6 фунтов (94 мм); бак - две пушки калибром 6 фунтов. Общая численность пушечной прислуги составляла 620 чел.
Парусное вооружение состояло из трех мачт (фок, грот, бизань) и бушприта. Для управления парусами использовались более 48 км тросов и канатов, а также 768 блоков и шкивов.
Общая площадь парусов составляла около 9500 м2 . Средняя скорость хода составляла 8 - 9 уз, максимально отмеченная - 11 уз.
Навигационное оборудование корабля включало: компас для определения курса и пеленгов; комплект карт; ручной лот для определения глубины под килем и сравнения ее с показаниями карты; секстан для определения географической широты по высоте солнца в полдень; эфемериды (астрономические таблицы) луны для определения географической долготы; подзорную трубу для наблюдения удаленных объектов; хронометр.
Экипаж включал 821 чел., в том числе 86 Офицеров (11 Офицеров ВМС, включая вице-адмирала Нельсона; четыре Офицера морской пехоты; 8 мичманов; 21 гардемарин; 42 члена свиты адмирала, секретарей и интендантов); 735 старшин и рядовых (70 старшин; 212 матросов первого класса; 193 матроса второго класса; 87 матросов второго класса - новичков; 142 солдата морской пехоты; 31 юнга в возрасте от 12 до 19 лет).
В 1780 г. подводная часть корпуса корабля была обшита медными листами для защиты от морского червя.
Медные листы крепились к корпусу с помощью медных же гвоздей. Но вскоре было обнаружено возникновение гальванической пары между медной обшивкой и стальными закладными деталями деревянного корпуса, под воздействием которой происходило разрушение стальных деталей. При дефектации корабля в период докования в марте 1783 г. было отмечено, что «все стальные болты сохранились в толще корпуса, но разрушились на глубину от четырех до пяти дюймов в местах контакта с медью». При ремонте все стальные болты были заменены медными, что обошлось в 2000 ф. ст.
Тогда же в 1780 г. на полуюте корабля были установлены шесть короткоствольных пушек большого калибра - каронад, которые предназначались для проламывания борта вражеского корабля. При ремонте в 1787 г. борта корабля были подкреплены установкой 35 дополнительных тимберсов по каждому борту.
В 1795 г. командир корабля доносил Адмиралтейству, что «корабль имеет слабую корму, и кормовые тимберсы несут большую нагрузку». В те времена указанная проблема была присуща значительной части из 161 боевого корабля ВМС Великобритании.
В 1797 г. корабль « Victory», которому уже исполнилось 34 года, был отозван со Средиземного моря с целью переоборудования в госпитальное судно. Но утрата в 1799 г. 98-пушечного линейного корабля «lmpregnable» вынудила Адмиралтейство пересмотреть дальнейшую судьбу корабля «Victory».
В феврале 1800 г. корабль был направлен на верфь в Chatham, где до апреля 1803 г. проходил модернизацию; в частности, была значительно усилена корма и проведено перевооружение. Ремонт обошелся в 70 99 фунтов стерлингов.
С мая 1803 г. по апрель 1805 г. корабль служил на Средиземном море в качестве флагманского корабля вице-адмирала Нельсона.
В августе 1805 г. он прошел ремонт и перевооружение.
21 октября 1805 г. корабль в качестве флагманского корабля командующего английской эскадрой вице-адмирала Нельсона участвовал в сражении при мысе Трафальгар против объединенной франко-испанской эскадры.
Перед началом сражения на флагах мачт корабля «Victory» был поднят ставший знаменитым сигнал Нельсона: «England expects that every man will do his duty» («Англия надеется, что каждый человек выполнит свой долг»).
В ходе сражения вице-адмирал Нельсон был смертельно ранен пулей французского мушкетера и скончался на борту корабля.
Французский флот в сражении при мысе Трафальгар потерпел такое поражение, от которого он уже никогда не смог оправиться: «В период Нельсона было установлено английское господство на море на целое столетие».
С 1869 г. по август 1891 г. корабль использовался в качестве корабля-тендера корабля «Duke of Wellington». 23 октября 1903 г. он столкнулся с выведенным из состава ВМС Великобритании кораблем«Neptune», после чего прошел доковый ремонт. 12 января 1922 г. корабль был заведен в док №2 военно-морской базы Portsmouth Dockyard. Под покровительством Общества морских исследований (Society for Nautical Research) 20 марта 1922 г. были начаты работы по восстановлению облика корабля, который он имел в 1805 г. во время сражения при мысе Трафальгар. Ремонт продолжался в течение шести лет.
Последнее боевое повреждение корабль получил в 1941 г. от бомбы, сброшенной с немецкого бомбардировщика.
#корабль адмирала нельсона #история кораблестроения #история английского флота #трафальгар #корабль victory #история военно-морских сил #парусный корабль #линейный корабль #корабль-музей