Найти в Дзене
Bonewstory

Концепция ремесла историка в труде Марка Блока «Аппология истории или ремесло историка»

Краткая биография М. Блока. Марк Блок родился 6 июля 1886 г. в Лионе. Учился в престижном лицее Людовика Великого в Париже. В 1904 г. он поступил в Высшую нормальную школу, которая готовила учителей и преподавателей лицеев. Именно там он встретил своего будущего друга и сподвижника Люсьена Февра. Оба они учились у отца Марка Гюстава Блока, который в своё время стал известным специалистом-античником. Его отец сделал серьезную научную карьеру, став заведующим кафедрой греко-римских древностей на факультете словесности Лионского университета (впоследствии Блок неоднократно отмечал большое влияние отца на формирование его интереса к истории). В 1908-1909 гг. М. Блок стажировался в Германии, в университетах Берлина и Лейпцига. В 1908 г. он успешно прошел конкурс на право преподавания, а с 1912 г. преподавал историю и географию в лицеях Монпелье и Амьена. 2 августа 1914 г. М. Блок был мобилизован на фронт в качестве сержанта от инфантерии. Так же как и Л. Февр, он воевал на передовой, зако
Оглавление

Краткая биография М. Блока.

Марк Блок родился 6 июля 1886 г. в Лионе. Учился в престижном лицее Людовика Великого в Париже. В 1904 г. он поступил в Высшую нормальную школу, которая готовила учителей и преподавателей лицеев. Именно там он встретил своего будущего друга и сподвижника Люсьена Февра. Оба они учились у отца Марка Гюстава Блока, который в своё время стал известным специалистом-античником. Его отец сделал серьезную научную карьеру, став заведующим кафедрой греко-римских древностей на факультете словесности Лионского университета (впоследствии Блок неоднократно отмечал большое влияние отца на формирование его интереса к истории).

В 1908-1909 гг. М. Блок стажировался в Германии, в университетах Берлина и Лейпцига. В 1908 г. он успешно прошел конкурс на право преподавания, а с 1912 г. преподавал историю и географию в лицеях Монпелье и Амьена.

2 августа 1914 г. М. Блок был мобилизован на фронт в качестве сержанта от инфантерии. Так же как и Л. Февр, он воевал на передовой, закончил войну в чине капитана, был награжден военным крестом и орденом Почетного легиона.

В 1919 г. М. Блок женился на Симоне Видаль. В том же году он начал преподавать историю средних веков на факультете словесности университета Страсбурга. В период пребывания в Страсбурге М. Блок написал значительную часть своих научных трудов: в 1920 г. он опубликовал свою докторскую диссертацию «Короли и сервы: глава из истории Капетингов», в 1927 - «Характерные черты французской аграрной истории».

В Страсбурге М. Блок и Л. Февр решили издавать журнал по социальной и экономической истории. Эта идея появилась у них в послевоенный период, так как немецкий журнал подобной проблематики перестал выходить с 1919 г. По аналогии с данным изданием журнал был назван «Анналы экономической и социальной истории».

Постепенно финансирование Страсбургского университета стало уменьшалось, и преподаватели начали уходить. В 1933 г. Л. Февра избрали в Коллеж де Франс на кафедру истории новоевропейской цивилизации, а М. Блока в 1936 г. - на кафедру экономической истории в Сорбонне.

23 августа 1939 г. М. Блок по собственному желанию вновь ушел на фронт. Он переживает дюнкеркскую эвакуацию на Британские острова. Свое отношение к этим трагическим событиям он выразил в книге «Странное поражение». Некоторое время после поражения он преподавал в Страсбургском университете, переведенном в Клермон-Ферран, затем в Монпелье. Но работать в оккупированной Франции как историку и профессору у него не было возможности. Он получил приглашение переселиться в Алжир или в Соединенные Штаты, и тем самым избавиться от преследований, угрожавших ему как представителю «неарийской расы»:

«Я еврей, — писал Блок, — но не вижу в этом причины ни для гордыни, ни для стыда, и отстаиваю свое происхождение лишь в одном случае: перед лицом антисемита».

В этот период он пишет «Апологию истории», которая будет опубликована его другом и соратником Люсьеном Февром в 1949 г.

С 1943 г. он полностью отдается борьбе с нацистскими оккупантами и становится одним из руководителей подпольного движения патриотов на своей родине — в Лионе. В марте 1944 г. М. Блока схватили гестаповцы. 16 июня он был расстрелян недалеко от Лиона вместе с группой патриотов.

Труд.

«Апология истории или ремесло историка» является одним из значимых произведений Марка Блока. Книга состоит из введения и пять глав, разделённых на подпункты. Последняя глава выполняет роль заключения.

-2

«Апология истории», над которой М. Блок работал в 1941—1942 гг., несет на себе отпечаток того трагического времени. По собственному его признанию, книга возникла как «противоядие», в котором он «среди ужасных страданий и тревог, личных и общественных», пытался «найти немного душевного спокойствия». Обращаясь к Л. Февру, М. Блок замечал:

«Долгое время мы вместе боролись за то, чтобы история была более широкой и гуманной. Теперь, когда я это пишу, общее наше дело подвергается многим опасностям. Не по нашей вине. Мы — временно побежденные несправедливой судьбой. Все же, я уверен, настанет день, когда наше сотрудничество сможет полностью возобновиться, как в прошлом, открыто и, как в прошлом, свободно».

В ведении к своей апологии истории автор ставит вопрос о сущности предмета истории. На вопрос «Что такое история?» М. Блок дает нам следующий ответ: «Наука о людях». Незнание прошлого, по словам автора, неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но в то же время и оторванное или изолированное от современности знание прошлого ничего общего не имеет с настоящей историей:

«Изолировавшись, каждый из специалистов сможет что-то достичь лишь наполовину, даже в собственной области; единственно подлинная история, возможная лишь при взаимопомощи, — это всемирная история».

Связывая частное и общее, Марк Блок начинает рассматривать развитие истории от античных времен до момента написания книги. Автор высказывает мысль о том, что все люди, в той или иной степени, являются историками:

«Греки и латиняне, наши первые учителя, были народами-историографами. Христианство — религия историков. Другие религиозные системы основывали свои верования и ритуалы на мифологии, почти неподвластной человеческому времени. У христиан священными книгами являются книги исторические, а их литургии отмечают — наряду с эпизодами земной жизни бога — события из истории церкви и святых».

Размышляя об истории, Марк Блок не забывает о ее связи с ментальностью различных наций, так, например, французы при создании картины мира уделяют истории меньшее внимание, чем немцы.

С описания истории Марк Блок переходит на описание личности историка.

«Для всякого человека, если он не круглый дурак, все науки интересны. Но каждый ученый находит только одну науку, заниматься которой ему приятней всего. Обнаружить ее, дабы посвятить себя ей, это и есть то, что называют призванием».

При этом Марк Блок замечает, что история является крайне увлекательной наукой, которая способна увлечь большое количество людей. Однако, чтобы стать историком, мало только увлекаться историей, необходимо «писать честно, правдиво, раскрывая, насколько возможно, неявные мотивы, — следовательно, с затратой немалых усилий». Эти усилия будут вознаграждены, если историк увидит практическое применение своих изысканий. Марк Блок приходит к выводу, что «любая наука, взятая изолированно, представляет лишь некий фрагмент всеобщего движения к знанию». Тем самым, он подводит нас к мысли, что изучение истории необходимо проводить не изолированно, а в совокупности с другими науками.

Первая глава книги носит название «История, люди и время». Начинается она с раздела ‑ «Выбор историка». Блок вступает в заочный спор с представителями дюркгеймовской школы социологов, которые, отвели истории незаметное, скромное место среди всех наук, объясняя это тем, что она не поддается рациональному анализу, является поверхностной и склонной к свободному толкованию. Блок придерживается иной точки зрения, согласно которой, история является главнейшей из наук. Она такой является только тогда, когда историк правильно определит поле своей деятельности, которое действительно является актуальным, спустя время. При этом, он должен не рассматривать то, что заслоняет истинное положение вещей, увидеть только факт.

Второй раздел носит название «История и люди». В нём Блок рассуждает о том, что же такое «история». Он полностью не согласен с мнением, что история – это наука о прошлом. История для него – это наука о людях, поскольку за всеми достижениями науки и техники, великими событиями, победами и поражениями история стремится разглядеть человека.

Третий раздел Марк Блок назвал «Историческое время». В нем он рассуждает о понятии времени, которое является специфическим для историка.

«Время истории — это плазма, в которой плавают феномены, это как бы среда, в которой они могут быть поняты».

Иными словами, историку всегда необходимо знать точную хронологию событий, место какого – то явления среди них. Без конкретизации дат, времени история невозможна.

Следующий раздел носит название «Идол истоков», где М. Блок изучает истоки истории и каких-либо убеждений вообще, при этом он высказывает мнение о том, что нельзя воспринимать как аксиому выводы предшествующих ученых, а всегда стремиться к тому, чтобы самому прийти к определенному мнению о явлениях. Автор также делает акцент на том, что события нельзя рассматривать в отрыве от времени, что люди являются отражением эпохи, в которой они живут.

В пятом разделе, носящем название «Границы современного и несовременного», автор развивает мысль о том, что без знания прошлого невозможно объяснить настоящее, поскольку большинство причин происходящего в современности находятся в прошлом.

Седьмой раздел именуется «Понять прошлое с помощью настоящего». В них автор исследует все стороны одного, по сути, вопроса:

«Общность эпох настолько существенна, что познавательные связи между ними и впрямь обоюдны. Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но, пожалуй, столь же тщетны попытки понять прошлое, если не представляешь настоящего».

Вторая глава носит название «Историческое наблюдение». Первый её раздел назван «Главные черты исторического наблюдения». Автор проводит параллели между историком и следователем, а исторические факты с преступлениями, которые необходимо раскрыть. Для успешного раскрытия следователю необходимы доказательства в виде улик. Так и историку необходимы вещественные доказательства для подтверждения или опровержения того или иного исторического факта. Историк обязан верить только фактам, словам только тогда, когда они подтверждены фактами.

Особое внимание автор уделяет источникам (или, используя авторскую метафору, свидетельствам в историческом расследовании). Он приходит к выводу, что историк должен обладать навыками, которые присущи многим профессиям, поскольку необходимые для установления истины факты необходимо добывать и систематизировать.

Третья глава носит название «Критика», в ней автор подвергает исследованию критический метод. Мнение автора заключается в том, что историк должен балансировать между скептицизмом и доверчивостью. Марк Блок считает, что принципиальный скептицизм – это достойная и интеллектуальная позиция, которая дает широкие возможности для историка в области изучения явлений прошлого. Доверчивость же является чертой, которая может нанести больше вреда, чем пользы, если только она будет руководить изысканиями историка. Этому утверждению трудно что-нибудь возразить – «доверяй, но проверяй».

Пятая глава выступает в роли заключения. В ней Марк Блок подводит итоги своей работы. Кратко описывает все исследованные им в книге вопросы. Автор заостряет свое внимание на вопросе о взаимосвязи истории и психологии, поскольку в основе истории не должны лежать только сухие факты, должен быть синтез фактического материала и отношения людей к этому материалу. Историк должен оперировать именно разумной серединой, которая характеризует прошедшее с точки зрения участников событий или наблюдателей. Именно поэтому, историку необходимо всегда и во всем искать причину той или иной реакции человека на происходящее. При этом, данные причины не могут являться постулатами, поскольку каждый раз одинаковая реакция может быть вызвана разными причинами.

Таким образом, историографический анализ книги Марка Блока «Апология истории и ремесло историка» позволяет сделать вывод о том, что он предъявлял высокие требования к тем, кто называл себя историками, выступал против сухости, формализма в истолковании исторических фактов. Блок выступает против слепого доверия к выводам предшественников, только критическое отношение к фактам приведет историка к истине.

«Апологию истории Марка Блока невозможно читать без волнения — его любовь к истине, пафос познания, обаяние честного историка, размышляющего о своем ремесле, как и трагизм обстановки, в которой было написано это научное завещание, не оставят равнодушным того, кому дорога наука, поставленная на службу высоким идеалам человечности»

советский и российский историк-медиевист А.Я. Гуревич.

Литература и источники:

  1. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. с фр. Таллин: Ээсти раамат, 1983. 184 с.
  2. Гуревич А.Я. Марк Блок и «Апология истории» / Гуревич Арон Яковлевич // Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986.
  3. Трубникова Н.В. Марк Блок: образ идеального историка и вызовы современной Франции/ Вестн. Том. гос. ун-та, 2004. № 281. С. 190-194.

#марк блок #блок #книги #история #историк #историография #научные труды #ученые