Найти тему
Время Романовых

Ефим и Мирон Черепановы. Строители русской железной дороги.

Сразу хочу исправить историческую несправедливость и указать на ошибку в степени родства между Черепановыми. Почему-то во многих источниках они встречаются как «братья Черепановы», на самом же деле Ефим был отцом Мирона. А откуда пошла информация о том, что они братья, я не знаю. Фух, теперь, когда такая важная деталь сказана, думаю, можно начинать вести речь о заслугах и достижениях этой семьи.

Семья Черепановых не одно поколение жила в Выйском поселке, куда они были приписаны как крепостные крестьяне промышленников Демидовых. Работали они на Выйском заводе, занимавшемся металлургией.

Ещё молодым человеком Ефим в 1790-х годах был принят на должность «мехового мастера». В 1801 году Ефим женился, через два года у него родился сын Мирон. В 1807 Ефим стал «плотинным мастером» Выйского завода. Свои знания и умения он старался с детства передавать сыну, что в дальнейшем и привело к значительным результатам.

В 1815 году Мирон «по причине высокой грамотности» был принят на работу писцом в контору Выйского завода. В 1819—1820 годы Черепановы организовали Выйское механическое заведение, оснащённое токарными, слесарными, сверлильными, винторезными и универсальными станками, где разрабатывали и создавали различные механизмы. Их изобретения очень интересовали в первую очередь Демидовых, ожидавших, что что-то из этого они смогут использовать в производстве.

Ефим Черепанов получил вольную в 1833 году, когда ему было около 35 лет. Мирон получил официальное освобождение от крепостной зависимости в 1836 году. Тем не менее Главная заводская контора Демидовых предписала принять особые меры, чтобы Черепановы не могли никуда уйти. С этой целью заводская контора взяла у Черепановых особое «обязательство на службу господам — доверителям», т. е. Демидовым, доверившим конторе управление Нижнетагильскими заводами.

-2

С 1822 года и до своей смерти в 1842 году Ефим был главным механиком всех заводов в Нижнем Тагиле. Мирон был его учеником и в 1819 году стал заместителем по строительной части, в 1825 году — плотинным мастером, а после смерти отца занял его место. Он умер всего через 7 лет, в 1849 году.

Но за это время они сумели оставить заметный след. Черепановы значительно улучшили лесопилки, мукомольные мельницы и механизмы, использовавшиеся в металлургии, добыче золота, железа и меди.

Однако самой интересной их работой стали паровые машины, которые они пытались внедрить в промышленность. Их Черепановы стали строить с 1820 года и всего выпустили около 20 штук.

В 1825 году Ефим Черепанов был командирован в Швецию для «просмотра машин», а в 1833 году Мирон поехал в Англию, где изучал устройство железных дорог. Когда оба вернулись, они объединили полученные знания и создали первый в России паровоз, затем они его модернизировали и увеличивали мощность. Они также построили чугунную железную дорогу от Меднорудянского рудника до Выйского завода. Она была запущена в августе 1834 года, на 3 года раньше Царскосельской.

Механическое заведение Черепановых стало передовым центром русской технической мысли. А сами Черепановы были российскими пионерами в машиностроении. Отец и сын конструировали станки: токарные, винторезные, строгальные, сверлильные. Ими были разработаны проекты машин для производства гвоздей, штамповальные установки и многое иное. Они создавали в том числе оригинальные машины для производства машин.

-3

Труд Черепановых по созданию паровозов увенчался полным успехом. Об этом говорят документы, сообщающие о действии «сухопутных пароходов» через несколько лет после их сооружения.

Однако локомотивы Черепановых не нашли поддержки за пределами завода и даже на нём впоследствии были заменены конной тягой. Повлияло несколько факторов: давление со стороны заводчиков лошадей, дорогая доставка древесины, невыгодное содержание паровозов. Время использования изобретения Черепановых тогда еще просто не подошло, оно оказалось нерентабельным.

О замечательном начинании Черепановых забыли надолго и основательно. В 1837 году в печати появилось много сообщений, связанных с окончанием работы по сооружению Царскосельской железной дороги, но имя Черепановых даже не было названо.

Однако русская наука и техника не забыли имен отца и сына Черепановых. Строители первого русского паровоза и первой русской железной дороги с паровой тягой заняли почетное место в ряду новаторов техники.