Статья будет полезна тем, кто интересуется историей России или готовится сдавать экзамен по истории нашего Отечества.
Статья третья из цикла «Великие реформы Александра II», посвящена истории проведения реформы образования в России во II-ой половине XIX века.
Для проведения масштабной реформы народного образования Александр II привлек министра просвещения Александра Васильевича Головина. Головин отличался либеральными взглядами на систему образования и утверждал, что происходит упадок научной деятельности в университетах и падение нравственной связи между профессорами и студентами. Отстаивал идеи о принятии новых Уставов в сфере образования.
Согласно проводимым реформам, система образования была разделена на три ступени: начальное, среднее и высшее.
Начальное образование
14 июля 1864 г. было принято «Положение о начальных народных училищах». Положение произвело практически революцию в образовании, так как впервые отменяло монополию государства и церкви на открытие учебных заведений начальной школы. Право открывать учебные заведения получили земства, общественные организации и частные лица.
Нужно отметить, что земские школы стали самым распространённым видом учебных заведений Российской империи с 1870-х до 1917 гг.
Земства - выборные органы местного самоуправления в России с 1864 по 1919 гг.
Обучение в земской школе было бесплатным и свободным для всех сословий. Обучались дети в возрасте 8–12 лет. Девочки обучались наравне с мальчиками. Срок обучения составлял не более 3 лет. Преподавались русский язык, чистописание, арифметика, Закон Божий, церковнославянский язык и церковное пение. Обучением в школе занимались земские учителя.
Земский учитель - нанятый на постоянную работу в земскую школу учитель.
Содержались земские школы за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства. Со временем государственное финансирование земских школ росло.
Среднее образование
19 ноября 1864 г. был принят «Устав гимназий и прогимназий». Гимназии становились главным звеном средней школы.
Устав - свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ, граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами.
Созданы прогимназии – четырёхклассное учебное заведение. Их программы соответствовали программам обучения младших классов классической гимназии, поэтому выпускники прогимназии могли поступить сразу в 5-й класс классической гимназии.
Устав разделил гимназии на два вида: классические и реальные.
Классические гимназии давали гуманитарное образование, в основу образовательного процесса было положено изучение латинского и греческого языков. Готовили к поступлению в университет.
Реальные гимназии отличались увеличенным объемом преподавания математики и естественных наук за счёт сокращения предметов гуманитарного цикла. Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения.
Срок обучения в гимназии был 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. За образование взималась плата. Учиться в гимназиях могли дети всех сословий.
Высшее образование
18 июня 1863 года принят «Университетский устав», самый либеральный университетский устав за всю историю Российской империи. Университеты получили автономию. При каждом университете создавался Университетский Совет, который избирал ректора на 4 года. Автономия университетов давало право ректору и Университетскому Совету:
· Принимать или увольнять преподавателей
· Утверждать программу обучения
· Решать финансовые вопросы
Студентом мог стать молодой человек, достигший 17-летнего возраста и окончивший гимназию или сдавший там экзамен и получивший об этом аттестат. Срок обучения 4 академических года, исключение медицинский факультет – 5 академических лет.
Университеты находились только на попечении Императора и носили имя императорских, например, Императорский Санкт-Петербургский университет (сейчас Санкт-Петербургский государственный университет).
Университет должен был иметь библиотеку, музеи, тематические кабинеты, обсерваторию, ботанический сад. Университеты могли выписывать из-за границы учебные пособия без пошлин, и они не подлежали цензуре.
Таким образом, реформа образования отличалась либерализмом. Стремительно росло количество начальных школ. Был наведён порядок в сфере среднего образования – гимназии разделены на два вида. Университеты получили беспрецедентную свободу.
#история россии #егэ #александрвторой
О проведении судебной реформе Александра II можно узнать здесь