У купца Луки Ивановича Долгова, который за большие заслуги перед властями получил дворянское звание, на Мещанской слободе – ныне проспект Мира – была еще одна усадьба. Несмотря на то, что москвичи конца IХ – начала ХХ века знали этот дом как «особняк доктора Захарьина», в историю здание вошло с именем знаменитого мецената «именитаго гражданина титулярнаго советника Луки Иванова сына Долгова».
С чего все начиналось
Вряд ли купец Долгов обязан своего родному брату Афанасию, занимавшему пост московского градоначальника, но, как бы то ни было, гигантский земельный участок на четной стороне 1-й Мещанской улице был им получен в собственность. Одновременно с этим Лука Иванович очень выгодно начал торговать на Гостином дворе и вскоре денежный оборот позволил ему совершать множество благих дел. Так, за самоотверженную благотворительность в 1770–1772, когда в Москве свирепствовала чума, калужский купец 1-й гильдии был удостоен чина титулярного советника.
Просторный особняк, как и все прочие «долговские дома» был построен по проекту любимого зятя Василия Ивановича Баженова. Кстати, помогал ему в этом еще один именитый архитектор с необычно звучащим сегодня именем Елизвой. Бывший крепостной Елизвой Семенович Назаров приходился учеником Баженова и куратор ему благоволил. Вместе они не только строили, но и шли по жизни – Назаров тоже вошел в семью Луки Ивановича Долгова, женившись на одной из его дочерей.
Изначально особняк имел три этажа, был выстроен в классическом стиле с фронтоном и балконом. Сегодня следы лаконичной раннеклассической наружной обработки сохранились лишь на заднем фасаде. Все потому, что пожар 1812 года не пощадил этот дом, как и многие другие строения на четной стороне 1-й Мещанской.
Дом-клиника доктора Захарьина
Прекрасный усадебный особняк в классическом стиле после пожара лишился третьего этажа и части архитектурных украшений. Дом восстановили, но и по сей день он остался высотой всего в два этажа.
Когда скончался Лука Иванович, часть его столичной недвижимости была продана, но в собственности Долговых этот дом оставался вплоть до 1863 года. Пока его не приобрел профессор медицинского факультета Московского университета Григорий Антонович Захарьин. Доктор был очень знаменит в столичных кругах – среди его пациентов были Антон Павлович Чехов, Лев Николаевич Толстой и даже Его императорское величество Александр III, которого он лечил в Ливадии.
Особняк профессор приобрел сразу же после женитьбы на дочери состоятельного помещика из Орловской губернии Екатерине Петровне Апухтиной. В доме доктор не только жил и давал приемы, но и довольно успешно практиковал больше 30 лет вплоть до самой смерти. После сын Захарьина наследство продал и дом вновь был перестроен.
Перестройка с купеческим размахом
Особняк доктора Захарьина в начале ХХ века достался купцу Василию Афанасьевичу Арацкову. Состоятельный купец 1-й гильдии, владелец суконной фабрики решил показать столичной публике, что в Симбирской губернии тоже не лаптем щи хлебают и в модной архитектуре кое-что понимают. Василий Афанасьевич нанял молодых амбициозных архитекторов того времени – братьев Александра и Павла Весниных. Оба только-только закончили Институт гражданских архитекторов в городе на Неве. Много позже тандем братьев Весниных станет лидером нового направления в советской архитектуре, а их конструктивизм станет классикой. Для купца Арацкова они создали проект, навеянный их путешествиями по Италии. В итоге получилась некая вилла с рустованным фасадом, эркером, портиком и скульптурными украшениями – маскаронами - на самом видном месте – под крышей. Ну и, конечно же, внутри прошла масштабная перепланировка – появились огромные окна, парадные лестницы и новые лепные украшения.
В 20-х годах прошлого века, как мы помним из истории, частная собственность была ликвидирована. Как и многие особняки на 1-й Мещанской он был заселен жильцами. Затем долгие годы здесь располагались различные учреждения. Сегодня дом находится на государственной охране как объект культурного наследия федерального значения.