Размышления о фильме «Чужая Земля», другое название "Приливы" (“Tides”, directed by Tim Fehlbaum, 2021):
Атмосферная, депрессивная фантастика, с красивыми пейзажами опустошения и безнадёжности, история о попытке вернуть утраченное, о мире, который изгнал человечество, но люди пытаются вернуться, дабы вновь плодиться на просторах, только, хочет ли этого планета Земля, которая тоже имеет право обижаться на своих жильцов, становясь для них Чужой Землёй.
Стиль исполнения фильма напомнил тот, который практикует режиссёр Дрейк Доримус (Drake Doremus). Так описываю этот стиль: «изображение передаётся словно размытое, словно в лёгкой дымке иллюзии, здесь много всякого рода засвеченных элементов, словно оператор специально ловит лучи света, чтобы размывать кадр, может даже на объектив камеры направляют скрытые источники света, чтобы мутить изображение, делая его чуть ли не сказочным, каким-то неестественным, словно всё это мимолётная иллюзия, одно движение - и исчезнет». Режиссёр Тим Фельбаум, осознанно или нет, но перенял сей стиль, и явил его в полной мере, показав встречу человека и планеты Земля в иллюзиях о том, что их знакомство может быть продолжено.
Смотреть подобные задумчивые, меланхоличные фильмы весьма не просто. Можно уснуть, благо, что и музыка подходящая, композитор Lorenz Dangel постарался создать атмосферные гимны пустоты. Однако история может привлечь внимание загадкой, и, как я понимаю, режиссёр задумался ближе к финалу о создании франшизы, ибо очевидно, что требуется продолжение.
О чём здесь предлагается подумать:
На планете резко изменился климат. Всеразличные болезни, пандемия. Война. Природные катастрофы. Череда проблем. Время, когда планета Земля стала совершенно непригодной для проживания. Правящая элита нашла для себя выход, и эвакуировалась на планету Кеплер 209 (KEPLER 209). Через два поколения обитатели Кеплера обнаружили, что более не могут плодиться, и задумались о возможности вернуться на планету Земля, для чего создали исследовательскую команду THE ULYSSES. Первая миссия приземлилась на планету Земля, но вскоре связь с командой была потеряна. Через 15 лет отправили команду ULYSSES-2.
Кеплер - планета с ограничениями, нужно жить в бункере, снаружи воздух сухой, кругом скалы, на камнях деревья не растут. А вот планета Земля прямая противоположность. Выглядит так, как после потопа, когда Ной высадился на край земли, а вокруг пустота и одна лишь вода, вода, вода. Только в данном фильме с особенностями. Приходят глобальные приливы, и если хочешь выжить, то спать надо на лодке. Резко обрушиваются непроглядные туманы. Если есть открытые участки земли, то здесь каменистость, грязь, всё покрыто моллюсками. Ситуация крайне нестабильная, земля открыта лишь на время, до прихода очередного прилива. Ничего не построишь, да и не из чего. Если только найти какие-то осколки цивилизации, которые ещё не утянуло под глобальные воды.
Выживание людей крайне суровое. За сотню лет изменились традиции, религия, язык. Не изменились только основные инстинкты: искать, отнимать, плодиться, воевать.
В команде ULYSSES-2 было несколько человек, но в итоге выжила только одна девушка, Блэйк. Полететь на планету Земля стимулировало то, что в первой экспедиции был её отец, мудрый учёный, который обещал послать сигнал с Земли, и забрать свою дочь. Но, не послал.
В целях команды исследователей было узнать, пригодна ли планета для повторной колонизации кеплерианцами, дабы здесь под воздействием всей этой биологии восстановить функции своего организма и начать плодиться и размножаться. Во время приземления команда потерпела крушение, кто-то погиб, а ещё двое полувыживших были атакованы местными, которые бросались на любое имущество.
Когда Блэйк осталась одна, то начала внимательнее приглядываться, прислушиваться, пытаться понять, на каком языке говорят люди. Успела познакомиться с девочкой по имени Майла. Речь землян похожа на искажённый английский, как если бы выражение "what is your name" произнести как "фат ис ур ном", может, с добавлением каких-то искажённых слов из европейских наречий. Ей не удалось глубоко погрузиться в обычаи, ибо на лагерь группы выживших напала более организованная группа, обладающая стрелковым оружием. Целью нападающих было захватить детей женского пола, а всех взрослых, кто сопротивлялись, убивали.
Похитили и Майлу. Блэйк удалось освободиться из плена, ибо её держали в яме, но сейчас после гибели значительной доли поселенцев, охранять яму некому. И она последовала за мамой Майлы, её звали Нарвик, чтобы разгадать тайну, куда уводят девочек. Ещё ей было нужно туда попасть потому, что нападавшие украли специальный электронный прибор для замера биофункций организма. Если прибор подключить к антенне, то можно передать на Кеплер информацию о физическом здоровье исследователя, что укажет кеплерианцам о пригодности проживания на Земле и восстановлении детородных функций. Добро пожаловать на колонизацию.
Хитрым способом пробравшись на лодку агрессивных землян, и встретив тут не только детей, но и взрослых, "угнанных в рабство", Блэйк приехала на базу зла, оборудованную на ржавом военном корабле. Здесь встретила Гибсона, участника первой экспедиции, который верховодил неразумными аборигенами как король на именинах. Её здесь тоже стали воспринимать как королеву, ибо она с Кеплера, а значит, легенда, которой можно поклоняться и петь для неё приветственную песню. От Гибсона узнала, что её отец саботировал ход исследовательских работ, поднял бунт, который был успешно подавлен Гибсоном и его армией.
Разгадала тайну, зачем нужны дети. Чтобы через них вывести потомство кеплерианцев, ибо, пока они долетят до Земли, уж все постареют, лет по 50-60 им будет. Как рожать? А так, они используют сперму и яйцеклетки элитных путешественников и через местных детей воспроизведут "чистое" потомство, потому как все местные это какие-то "грязные".
Финальная часть похожа на небольшой боевик, когда Блэйк пытается помочь бунтарям, возглавляемым Нарвик, чтобы освободить детей, и помешать планам Гибсона о возвращении кеплерианцев. Всё же он смог передать сигнал с биоданными семейки Блэйк. Дело в том, что папа её во время бунта не был убит, а посажен под арест. До начала бунта он полюбил одну из местных девушек, от чего родился сын, и вот, биоданные этого ребёнка и были отправлены на Кеплер. Там узнают, кто его отец, и поймут возможность детопроизводства, и с радостью прилетят на Землю.
Последние кадры - Блэйк, её отец и команда Нарвик идут в никуда сквозь туманы и пустоту водную, дабы обрести нечто в ничто.
Автор: Азарин Сергей.
www.azarin.ru