3 февраля 1884 года родился автор легендарного «Прощания славянки» Василий Агапкин. В мелодии военного марша – высокая вера в то, что все уходящие в бой вернутся к своим матерям. О жизни Василия Агапкина рассказывает Александр Хохлов.
Как штаб-трубач запасного кавалерийского полка создавал народный шедевр
Он остался один в десятилетнем возрасте. Сироту, голодного и бездомного, приняла под свою опеку и заботу Русская императорская армия. Начав новую жизнь музыкантским учеником в оркестре взявшего его на кошт 308-го резервного батальона, мальчик выжил, не потерялся в жизни, стал знаменитым композитором и дирижером.
«Прощание славянки» штаб-трубач 7-го запасного кавалерийского полка 28-летний Василий Агапкин написал в 1912-м. Началась первая Балканская война. Российская империя в ней не участвовала, но всемерно поддерживала поднявшихся с оружием в руках на борьбу против турецкого ига православных братьев. Из России в порыве всеобщей тогда славянской солидарности на поддержку отрядов болгар, сербов и черногорцев уезжали тысячи готовых умереть за святое общее дело мужчин – русские, белорусы, украинцы. На проводах отряда добровольцев из Тамбова и прозвучала впервые мелодия «Прощания славянки».
Затронувшая самые сокровенные струны народной души, она невероятно быстро стала поистине народной. На Первую мировую войну под этот марш провожали женщины своих защитников уже по всей стране. На Гражданской войне мелодия звучала по обе стороны линии фронта. В годы Великой Отечественной «Прощание славянки» исполнялось даже чаще, чем прямо зовущая на бой «Вставай, страна огромная». Именно щемящим сердце маршем Агапкина завершился знаменитый парад 1941 года, когда бойцы Красной Армии прямо с Красной площади уходили в белоснежные поля, где в полусотне километров от Кремля готовились к решающему броску немецкие танки. 7 ноября Гитлер хотел провести их парадом в захваченной Москве. В обращении командования вермахта к готовым к последнему броску своим войскам говорилось: «Солдаты! Перед вами Москва! За два года войны все столицы континента склонились перед вами, вы прошагали по улицам лучших городов. Вам осталась Москва. Заставьте ее склониться, покажите ей силу вашего оружия».
Не вышло у них. По Красной площади 7 ноября прошли наши солдаты, наши Т-34 и «Катюши». Прошли под «Прощание славянки».
«А ноги не идут»
Кстати, малоизвестный факт: дирижировавшего 7 ноября 1941-го сводным оркестром Московского гарнизона военного интенданта 1-го ранга Василия Агапкина пришлось с Красной площади… выносить на руках. Василий Иванович после войны вспоминал: «Пора мне сходить с подставки, хотел было сделать первый шаг, а ноги не идут. Сапоги примерзли к помосту. Что делать? Я не могу даже выговорить слова, так как губы мои замерзли, не шевелятся». Военные музыканты сняли его с трибуны и на руках донесли до ГУМа, где композитора отогрели и оказали ему медицинскую помощь…
24 июня 1945-го, на Параде Победы, послушный дирижерской палочке полковника Агапкина огромный оркестр вновь стоял на главной площади столицы и всей страны.
Василий Агапкин сочинил под сотню маршей, инструментальных пьес и вальсов, но в историю вошло затмившее их всех «Прощание славянки». Вместо эпитафии на могильном памятнике композитора на Ваганьковском кладбище выбиты ноты – первые такты великого славянского марша.