Представьте ситуацию: ребенок только 5 минут назад сел за уроки, а вы уже краем глаза видите, как он наливает себе чай на кухне, рисует смешных человечков в тетради или залипает в телефон. В общем, снова отвлекается от процесса. Наше внимание похоже на мышцу. Если его регулярно развивать, результат скоро будет заметен. В этой статье — лайфхаки от методистов и преподавателей Skysmart.
1. Менять основной вид деятельности
Этот лайфхак хорошо действует и со взрослыми. Представим, что нужно закончить срочный отчет, а работа все никак не ладится. Хороший выход — прогуляться или сделать пару звонков, и процесс сдвинется с мертвой точки.
Вот три подхода:
- Менять способ восприятия информации. В психологии есть термин «анализатор» — это система, которая отвечает за анализ информации. Таких систем несколько: зрительный, слуховой, обонятельный и другие анализаторы. И если подключать их по очереди, ребенок будет меньше уставать и лучше усвоит информацию.
- Чередовать умственную и физическую активность. Например, устраивать регулярные физкультминутки, делать гимнастику для глаз и разминку для рук и шеи. Даже просто встать из-за стола и побродить по комнате — хорошая идея.
- Менять вид умственной деятельности. Например, чередовать задания на внимание, мышление, речь, воображение, память, логику. Допустим, если ребенок устал говорить на уроке, можно попросить его решить логическую задачу или запомнить карточки с персонажами.
2. Не забывать про эмоциональный настрой
Первый шаг для учителя — расположить ребенка к себе, вызвать доверие и настроить на диалог. Если школьник готов прислушиваться к педагогу и рассказывать о себе в ответ — полдела сделано.
Но отношения ученика и преподавателя — это только часть пазла. Ребенка нужно грамотно настроить на учебу. Например, учителя Skysmart в начале каждого занятия предлагают необычные упражнения или мини-игры.
3. Выстраивать рутину
Любое занятие строится на повторяющихся действиях: сесть за стол, открыть тетрадь, взять ручку. Таким ритуалом может стать что угодно: мини-зарядка, мотивирующая песенка, забавное приветствие. Четкая структура занятия учит ребенка чувствовать время. Он понимает: «Мы приступили к практике, а значит, сейчас примерно середина урока».
4. Учитывать особенности ребенка
Если ребенок (а особенно — подросток) не понимает, зачем учится, он вряд ли будет вовлечен в процесс. На первый план выходит мотивация, и зависит она не только от интересов, но и от темперамента человека.
5. Играть
Дошкольникам игра помогает плавно перейти к уроку и найти мотивацию. Например, по сюжету урока по русскому языку персонаж собирается написать письмо сказочному герою. Если в письме будут ошибки, на него никто не ответит.
Так у детей появляется мотивация писать грамотно. А еще через игру и персонажей формируется эмпатия — ребенок учится осознавать свои и чужие чувства.
6. Позволять иногда отвлекаться
Бывает, что до конца занятия осталось еще 5–10 минут, а ребенок уже выключился. Здесь помогает несколько способов: менять активность, интересоваться мнением ученика и давать выбор из разных заданий.
Но иногда все эти методы не работают. Возможно, ребенок слишком устал и плохо себя чувствует. В такой ситуации лучше не давить и дать время на полноценный отдых. Главное — честно проговорить это с ребенком: «Я понимаю, что ты устал, ты уже сделал много. Давай доделаем последнее задание и пойдем отдыхать».