Откуда произошло название района? Что здесь находилось раньше? Как тут появился один из самых известных дворцов столицы? Какие строительные эксперименты проводили на землях района в советские годы? А также - в чём несоответствие названия административно-территориального образования и его истории? И как здесь живётся в наше время? Об этом и не только расскажу сегодня.
Почти никого
Район Аэропорт располагается в Северном округе Москвы и тянется небольшой полоской вдоль Ленинградского проспекта. Когда-то на этих землях было сельцо Петровское-Зыково. Ещё до его появления территория принадлежала Высокопетровскому монастырю. Долгое время местность пустовала. Её лишь ненадолго предоставили в пользование одному из бояр. Только ближе к концу 17 века здесь появилось небольшое сельцо Петровское. Там жили люди, которые обслуживали духовенство.
Местность являлась пригородной монастырской резиденцией. Здесь было несколько изб, дом, в котором останавливались церковные служители, а также сад и постройки для содержания лошадей, кур и уток. В некоторых документах конца 17 века можно встретить информацию, что владелицей некоторой части земли была жена думного дворянина (это такой чин) Афанасия Зыкова. Историки считают, что поэтому сельцо и приобрело со временем двойное название: Петровское-Зыково.
В 1764 году произошла секуляризация (изъятие) церковных земель. Территория сельца отошла Коллегии экономии. В собственности духовенства остался только монастырский двор. Любопытно, что местные крестьяне прохладно восприняли предложение сделать их государственными и выделить участки земли. Люди хотели оставаться на службе у церкви, потому что им немного доплачивали за работу. Но в итоге желание крестьян не учли.
Императорский дворец
Долгое время о сельце мало кто знал. Но в конце 18 века оно стало невероятно известным. Дело в том, что в 1783 году здесь построили Петровский путевой дворец. Идея принадлежала Екатерине II. Чтобы отметить успех в Русско-Турецкой войне 1768-1774 годов, на Ходынском поле устроили праздник. Архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков построили несколько временных павильонов в турецком стиле. Императрице очень понравились гуляния, поэтому она приказала возвести дворец на въезде в Москву.
Место вдоль Санкт-Петербургской дороги выбрала специальная комиссия. Проектировал сооружение Матвей Казаков. Зодчий придал дворцу облик схожий с "турецкими" павильонами на Ходынском поле. Однако здесь присутствуют и черты других архитектурных стилей: древнерусского (например, узорные белокаменные наличники) и готического (окна). Назвали дворец Петровским, в честь села. А использовали, как правило, перед коронациями. Будущие императоры останавливались здесь, когда въезжали в Москву.
В 1812 году дворец на несколько дней стал резиденцией Наполеона, пока горела #Москва . После отступления французов сооружение сильно пострадало. В полуразрушенном состоянии оно простояло до 1826 года. Тогда по велению Николая I постройку начали восстанавливать. Завершили работы через 11 лет. Рядом с дворцом находилась большая роща. В 19 веке её облюбовали дачники. Местные крестьяне получали доход от сдачи домов в аренду. А позже начали принимать и постоянных жильцов: прислугу трактиров и ресторанов, музыкантов и цыганских артистов. Они работали в заведениях поблизости.
В конце 19 века ресторанов тут было предостаточно. Например, "Стрельна", "Мавритания", "Эльдорадо". Часть территории вокруг дворца превратилась в парк. Он был очень популярен как среди московской знати, так и у простых людей. Сюда было удобно добираться от города. Уже в 1875 году тут ходила конка, а с 1899 - электрический трамвай. В парке работали кафе, аттракционы и летний театр.
Советские эксперименты
В состав Москвы Петровское-Зыково вошло в 1905 году. Но вплоть до прихода к власти большевиков местность всё равно была сельской. Начало всё меняться только 1928 году, когда недалеко от Петровского путевого дворца построили стадион "Динамо". Кстати, в самой бывшей резиденции российских монархов тогда уже размещалась Военно-воздушная академия.
В 1930 году начали приводить в порядок Ленинградский проспект (тогда это было ещё шоссе). Дорогу частично заасфальтировали. Через 3 года тут стали ходить первые в Москве троллейбусы. Но, конечно, главным событием тех лет стало открытие метро в 1938 году. Именно одна из станций дала в будущем название району. Аэропорт здесь тогда и правда был, на другой стороне проспекта (то есть уже в современном Хорошёвском районе). Но к 1950-м его перестали использовать для пассажирских перевозок. Если вам интересна #история аэродрома, то в конце статьи будет ссылка на материал про него.
Постепенно местность застраивали сталинскими домами. Деревенские пейзажи потихоньку исчезали. Проводились в районе и архитектурные эксперименты. Так в 1935 построили Всехсвятский студенческий городок на Головановском переулке. На месте этой территории современного района раньше была часть села Всехсвятского. Поэтому и название такое. В 8 зданиях разместили общежития. К сожалению, до наших времён сохранились только 4 корпуса.
Кроме того, в районе Аэропорт есть Городок художников. Идея его создания принадлежит писателю Максиму Горькому и художнику Игорю Грабарю. #Строительство началось в 1929 году и окончательно завершилось только в 1957. В нескольких корпусах на улице Верхняя Масловка расположили мастерские и квартиры для художников.
Всё смешалось
В советское время на территории современного района разместился крупный завод железобетонных изделий №23. Он располагался на улице Черняховского. Несколько лет назад предприятие снесли и построили там жилой комплекс. В 1955 году на Ленинградском проспекте открыли новый главный учебный корпус автодорожного института (МАДИ).
В годы СССР Аэропорт был частью Ленинградского района Москвы, а с 1969 года - Фрунзенского. Современные границы появились в 1995 году. Формально название присвоили по одноимённой станции метро. Но в то же время на гербе района почему-то изображена жёлтая императорская дорожная карета и башня такого же цвета. Последняя символизирует Петровский путевой дворец. Это, на мой взгляд, пример несоответствия названия района и его символики с историей местности.
Во-первых, в границах административно-территориального образования аэропорта никогда не было. Во-вторых, местность связана с авиацией разве что наличием Военно-воздушной академии. Вы, наверное, можете возразить, что аэропорт был рядом. Но в современные границы района противоположная сторона Ленинградского проспекта не вошла. Поэтому либо нужны были другие границы, либо иное название. Как вариант, Петровский район. В честь дворца.
В целом, #Аэропорт неплохой район. Здесь хорошая транспортная доступность, много зелени и большой парк. Жить на Ленинградском проспекте, конечно, тяжело из-за шума и пыли. Но в глубине района уже достаточно тихо. А вся необходимая инфраструктура имеется. Если почитать отзывы местных жителей, то большинство хвалят свой район.
В конце, как и обещал статья про аэродром. Заодно можете ещё прочитать о станции метро "Аэропорт":
Московский аэровокзал: как мы потеряли лучший авиационный терминал столицы
Почему станция называется "Аэропорт", если его там нет
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!