В НИУ ВШЭ есть регулярный мониторинг качества приёма в вузы: вузы выкладывают списки абитуриентов с их баллами по ЕГЭ. Таким образом можно прикинуть уровень сдачи по разным предметам. В 2021 году, весной мне удалось покрутить данные по математике за 2020 год, результат моего анализа выкладываю ниже. Отмечу, что в 2021 году также проводился мониторинг, но выделить результаты по отдельным предметам не представляется возможным из-за особенностей данных в этом году. Однако, ЕГЭ профильного уровня по математике не изменился в 2021 году, по сравнению с 2020 годом, поэтому с некоторой долей уверенности можно получить представление об уровне математической подготовки абитуриентов и в 2021 году.
При анализе баллов по профильному ЕГЭ по математике абитуриентов следует помнить о переводе из первичных баллов в тестовые, таблица перевода приведена в соответствии с распоряжением Рособрнадзора [1]. Я сделал обратный перевод из тестовых баллов в первичные, т.к. он более информативен. Отмечу также, что 100 баллов можно получить набрав 30-32 балла, поэтому получилось много человек, которые получили 32 балла при обратном кодировании. Также стоит иметь в виду следующие моменты:
- Максимальный первичный балл составляет 32 балла;
- ЕГЭ профильного уровня по математике состоит из 19 задач и пяти частей [2]:
- 8 задач базового уровня с кратким ответом, оцениваемые по 1 первичному баллу,
- 4 задачи профильного уровня с кратким ответом, оцениваемые по 1 первичному баллу,
- 3 задачи профильного уровня с записью полного решения и ответа, оцениваемые по 2 балла,
- 2 задачи профильного уровня с записью полного решения и ответа, оцениваемые по 3 балла,
- 2 задачи повышенного уровня с записью полного решения и ответа, оцениваемые по 4 балла.
3. Воспользуемся распределением на группы по уровню подготовки из методических рекомендаций за 2021 год [3]:
Группа 1. 0-6 первичных баллов, минимальный уровень, для поступления в вуз надо набрать хотя бы 6 первичных (27 тестовых) баллов. Поэтому таких абитуриентов у нас не будет совсем или будет мало.
Группа 2. 7-10 первичных баллов, это абитуриенты, которые решили только базовые задачи из первой части
Группа 3. 11-13 первичных баллов, это абитуриенты, которые решают первую часть и приступают к 1-2 задачам из второй части.
Группа 4. 14-22 первичных балла, это абитуриенты, которые решают первую часть и 1-4 задачи из второй части с некоторыми ошибками.
Группа 5. 23+ первичных балла, это абитуриенты, которые решают как минимум все задачи из первой части и от 3 задач из второй части.
Теперь рассмотрим какие результаты при поступлении на какую группу направлений, демонстрировали абитуриенты:
Получается, что больше трети абитуриентов (36%), которые идут на профильные математические специальности, а также больше половины (53% и 58%) абитуриентов, которые идут на технические и социально-экономические специальности, владеют математикой на базовом уровне и решают только первую часть ЕГЭ. Хотя при этом большая часть абитуриентов (64%), идущих на математические специальности, владеют предметом на повышенном уровне.
Несколько моих выводов: во-первых, не удивительно, что на первом курсе большинства университетов требуется дополнительно поднимать уровень математической подготовки студентов, чтобы они адекватно осваивали программу.
Во-вторых, обязательный профильный экзамен по математике на ряде специальностей вызывает противоречие: с одной стороны специальность не требует высокого уровня математической подготовки, с другой стороны он обязателен и учитывается в общем балле при поступлении. Например, на ряде медицинских специальностей.
[1] https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Rosobrnadzora-ot-16.07.2019-N-1122-10/
[2] http://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2020/Matematika_mr_2020.pdf
[3] https://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2021/ma-mr-2021.pdf