В прошлых статьях я описывал общие принципы работы поисковика Озон. Теперь переходим к деталям и инструментам как же собственно продавец может влиять на выдачу товара, чтобы попадать в топ и получать больше продаж.
Как только покупатель написал свой запрос в поисковой строке, Озон начинает искать текстовые совпадения в предложенных товарах, причем ищет не самым очевидным образом. В поиск в первую очередь попадают название, характеристики, бренд товара, категория, в которой он размещен, цвет товара, из какого материала сделан и т.д. Как заметили, в это списке нет ОПИСАНИЯ товара, что довольно странно. Поэтому писать огромные красивые описания товара с одной стороны не имеет значения, потому что конкурент без описания, но с полностью заполненными характеристиками, будет выдаваться выше. Хотя в других случаях красивое и подробное описание может сыграть роль, но об этом позже. Пока говорим про поиск товаров на Озоне.
Поисковая машина помогает продавцам с синонимами. В том плане, что если Вы продаете смартфоны, а покупатель в строке поиска забил "телефон", то скорее всего ваш товар тоже будет показан. Однако, лучше перестраховаться и заполнить все поля таким образом, чтобы у вас фигурировал и телефон, и смартфон в характеристиках товара. Помимо этого поисковая машина учитывает единственные и множественные числа, убирает союза и другие не имеющие смысловой нагрузки слова. В первую очередь поиск Озона собирает товары, в которых упоминаются все слова запроса, если же таких товаров мало, то к выборке добавляются товары, в которых есть хотя бы одно слово из запроса покупателя.
После того, как Ozon нашел совпадения в названиях товаров, он присваивает каждой позиции рейтинг. Чем больше было совпадений, тем выше рейтинг. К этому рейтингу добавляется (а точнее умножается) оценка товара. Этот коэффициент может быть в диапазоне от 1 до 1,25.
Подведу промежуточный итог. Важно полностью описывать в названии и характеристиках свой товар, подбирая все ключевые запросы, по которым могут ваш товар искать. Если Вы когда-либо настраивали контекстную рекламу или продвигали сайт по СЕО, то имеете представление каким-образом можно собрать эти ключевые запросы. Следующим важным фактором является наличие высоких оценок от покупателей, особенно на начальном этапе продаж, пока товар не набрал свой "вес".
Поехали дальше. На следующем уровне включается машинно-обученная модель Озона, которая на основе анализа прошлых продаж определяет, какой товар может быть продан этому пользователю, и добавляет таким товарам еще коэффициенты рейтинга. Для каждого запроса это могут быть разные товары. Например, если по запросу "купить женские трусы в подарок" больше продавались трусы красного цвета, то в следующий раз товары из категории женского белья красного цвета будут выдаваться в поиске выше, чем товары черного цвета. Т.е. Озон заинтересован в максимальной продаже. На этом этапе как раз может и повлиять красивое заполнение карточки товара, особенно с использованием Rich-контента. Потому что перейдя в карточку товара, возможно именно этот фактор окажется решающим при заказе, а не, например, цена товара. К слову, подробное заполнение описания товара не влияет на поиск внутри Озона, но индексируется тем же Яндексом. И если у Вас в описании фигурируют какие-то очень узкие запросы, то возможно страница с товаром просто будет показана в выдаче Яндекса и также приведет к продаже. Поэтому всё-таки и описание важно заполнять подробно и со всеми ключевиками.
Последним этапом перед выдачей товаров на обозрение пользователя является бустинг. Это дополнительные коэффициент, применяемые к рейтингу товара перед его выдачей. Примером бустинга может быть: наличие плашки премиум продавца, настроенная реклама, наличие товара на всех складах, а значит более быстрая доставка, скидки на товар и т.д.
Получив итоговые оценки, товары показываются пользователю и собирается новая статистика по переходам в карточку товара, продажам, сохранению в избранных и т.д. Всё это происходит конечно за доли секунд и незаметно при обычном использовании маркетплейса покупателем.
Итог. Какими инструментами можно поднять свой товар в поиске маркетплейса Ozon.
1. Полное соответствие товара в названии и характеристиках ключевым запросам пользователя.
2. Яркие качественные фото, чтобы покупатели чаще переходили именно в вашу карточку товара.
3. Использование Rich-контента.
4. Быстрые ответы на отзывы и вопросы покупателей.
5. Настроенная внутренняя реклама товара.
6. Высокие оценки покупателей.
7. Наличие товара на всех складах FBO для быстрой доставки покупателю.
8. Скидки на товар и участие в акциях.
9. Внешний трафик. Привлекая новых пользователей купить товар именно через Ozon, будет также положительно влиять на поднятие в поиске вашего товара на маркетплейсе.
Всем хороших продаж! Задавайте ваши вопросы. Обязательно отвечу в комментарии или в новой статье, если потребуется развернутый ответ.