Лоренцо Медичи, глава Флорентийской республики в 1469 – 1492 годах, считался самым безобразным человеком в Италии. И его бюст работы Андреа дель Верроккьо, придворного декоратора Медичи, это подтверждает: нос «уточкой», да ещё свёрнут набок, и выдвинутая вперёд нижняя челюсть, из-за которой губа кажется непропорционально большой. Вдобавок, глаза как щели из-за близорукости. Несмотря на это, его прозвали Великолепным. Почему? Да потому, что он стал «крёстным отцом» прекрасной эпохи Возрождения или, по-итальянски, Ренессанса. Ну, и вдобавок ещё прославился как мудрый государственный деятель: в период его правления Флоренция достигла наибольшего экономического и культурного расцвета.
На фоне Лоренцо его младший брат, Джулиано Медичи, выглядит красавчиком. Гордая осанка, снисходительный взгляд и улыбка, доспехи с ренессансной чеканкой – одним словом, утончённый аристократ! Что, кстати, не соответствовало действительности, по легенде Медичи начинали как простые аптекари (недаром их родовое имя в переводе – «Врачи») и поднялись на продаже пилюль и специй, привозимых с Востока. Вот откуда шары на их гербе! Хотя, существует мнение, что вопреки своей фамилии предки Лоренцо и Джулиано занимались ростовщичеством, и это позволило Джованни Медичи, основателю рода, открыть банк во Флоренции. Его же сын, Козимо Старший, стал самым могущественным человеком в Республике, заставив считаться с Медичи правителей других государств «лоскутной» Италии: Сфорца, Орсини, Колонна, делла Ровера и прочих.
Именно Козимо поручил архитектору Микелоццо построить во Флоренции палаццо, ставшее родовым гнездом Медичи, и наполнил его прекрасными произведениями искусств. Стены же дворцовой капеллы живописец Беноццо Гоццоли украсил фреской на библейский сюжет прибытия волхвов в Вифлеем. На восточной стороне «Процессию молодого короля» возглавляет десятилетний Лоренцо в короне и расшитых золотом одеждах на белой лошади. За ним следуют отец и дед. Гоццоли словно предугадал, кто из мужчин более всех прославит семью Медичи! Недаром Козимо Старший пригласил «ко двору» знаменитых учёных своего времени, которые занимались как с его детьми, так и с внуками. Однако его больной сын правил недолго и после смерти Пьеро Подагрика Лоренцо в двадцать лет пришлось столкнуться с многочисленными врагами клана Медичи как внутри Флоренции, так и в Италии. Полностью полагаться он мог только на мать, Лукрецию Торнабуони, женщину некрасивую, но мудрую и образованную, и на младшего брата. Хотя Джулиано Медичи не обладал ни умом, ни решительностью Великолепного. Именно эти качества позволили последнему преодолеть все трудности и вознести Медичи на вершину могущества.
Великолепный был не только выдающимся правителем и меценатом, но и мужчиной. А какой прок от власти и денег мужчинам, если у них нет любимых женщин? Ещё будучи наследником Пьеро Подагрика, Лоренцо женился на Клариссе Орсини, девушке из очень знатного римского рода. Это был династический брак, как и брак его родителей. Невесту для Лоренцо выбрала мать, которая специально совершила для этого поездку в Рим. Кларисса родила десять детей (двое умерли в младенчестве), но не была любима ни мужем, ни флорентийцами за свою излишнюю серьёзность и набожность. Музами Лоренцо и его брата стали совсем другие женщины. В честь них они сочиняли стихи и устраивали рыцарские турниры. Ради них превратили город в «царство муз и искусств», где царили, на первый взгляд, только праздность и развлечения. Именно образы этих прекрасных дам в виде мадонн и античных богинь присутствуют на картинах флорентийских живописцев Пьеро ди Козимо, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли. Кто они и как выглядели на самом деле?
Конечно, из-за уродливой внешности Великолепный не пользовался особым успехом у дам, хотя и обладал природным обаянием и лёгким характером. Вот что он сам писал по этому поводу: «Признаюсь, что я из тех, кто любил чрезвычайно часто,… но мало утех и мало моих желаний исполненными увидел». В 1465 году Лоренцо выбрал своей музой Лукрецию Донати, молодую даму «редкой красоты, высочайшей добродетели, и рода знатнейшего». Тогда ей было 18, а ему 16 лет, и она только что вышла замуж за Никколо Ардингелли, с которым была обручена два года. Сам Лоренцо не мог на ней жениться, поскольку уже существовали договоренности о его браке с Клариссой. Ему оставалось только в своих стихах превозносить красоту Лукреции:
Как много прелести в моей любимой!
Все совершенства в ней слились одной,
И каждый случай, добрый или злой,
Глашатай этой истины счастливой.
По слухам, именно Лукрецию Донати изобразил в своей «Аллегории силы» Сандро Боттичелли. Хотя фигура воплощает силу (стойкость), в позе её ощущается неустойчивость, а чуть задумчивый наклон головы и рук, нервно прикасающихся к оружию, выдают внутреннюю хрупкость образа. Часто именно Лукреция становилась «королевой» на праздниках во Флоренции. «И третьего дня в её честь был дан бал в папской зале Санта Мария Новелла, по приказу Лоренцо ди Пьеро, - сообщала в письме сыну одна флорентийская дама. – Он был там с компанией молодых людей, и они были наряжены в её цвета…» Об этой поэтической связи было объявлено во всеуслышание: на большом турнире 1469 года имя Лукреции красовалось рядом с именем Клариссы Орсини. Как ни странно, супруги обоих "влюбленных" с уважением относились к поклонникам. Вероятно, потому, что страсть Лоренцо осталась платонической, как известно из писем его друзей.
Если Великолепный был некоронованным властителем Флоренции, то Джулиано поэты называли не иначе, как «Принцем юности». Сначала отец, а затем и брат, пытались добиться для него кардинальской шапки, но отношения Флоренции с Римом оставляли желать лучшего, поэтому духовный сан младший Медичи так и не получил. Зато его силой, ловкостью и красотой гордилась вся Флоренция. Джулиано были очаровано всё женское население города: от знатных дам до простых горожанок. Однако до шестнадцати лет он не интересовался женщинами и большую часть времени проводил на охоте, пока в 1469 году флорентийский банкир Марко Веспуччи не привёз из Генуи свою жену Симонетту Каттанео, ровесницу младшего Медичи. Благодаря своему невероятному обаянию, она сразу стала любимицей Флоренции и «звездой» всех празднеств, затмив даже Лукрецию Донати. На фреске Доменико Гирландайо «Мадонна делла Мизерикордия (Милосердия)» в капелле Веспуччи в церкви Всех святых Симонетта – молодая женщина в скромном одеянии без украшений и с непокрытой головой. Пожалуй, это её единственное более или менее установленное прижизненное изображение.
Некоторые также видят черты Симонетты в скульптуре молодой женщины с цветком работы Андреа Верроккьо, учителя Боттичелли, а другие с не меньшим основанием утверждают, что на самом деле здесь изображена Лукреция Донати…или Джиневра деи Бенчи, ещё одна известная флорентийская красавица. Однако только у ног генуэзки были оба Медичи: всемогущий Лоренцо и красавец Джулиано. Впрочем, как заметили все, «Несравненная» отдавала предпочтение последнему... Биографы Медичи до сих пор спорят, была ли эта связь платонической? По крайней мере, поэт Анджело Полициано, друг Великолепного, описывал Симонетту как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу». 28 января 1475 года на пьяцца Сента-Кроче состоялся рыцарский турнир (джостра) по поводу заключения союза между Флоренцией, Миланом и Венецией. В турнире принимал участие Джулиано Медичи, на штандарте которого Боттичелли изобразил Минерву и Амура. Стихи Полициано дали ключ к картине: богиня - это Симонетта Веспуччи:
Вся белая, в покрове белоснежном,
Она себя цветами убрала,
И золотой волной над ликом нежным
Ложилась прядь вкруг гордого чела.
. . . . . . . . . . .
В ее движеньях царственность таится,
А вскинет вежды – буря усмирится.
Джулиано победил и перед всей Флоренцией провозгласил генуэзку королевой турнира и дамой своего сердца. Через год после этого 26 апреля 1476 года Симонетта умерла от чахотки в возрасте двадцати двух лет.
Вся Флоренция оплакивала её и братья Медичи – тоже. Тем не менее, жизнь продолжалась. Лоренцо снова стал воспевать в своих стихах Лукрецию Донати. Джулиано завёл любовницу - некую Фьоретту Горини, впоследствии родившую ему сына. А Марко Веспуччи через шесть лет женился во второй раз и своего сына назвал Джулиано. Похоже, только один человек постоянно помнил о Симонетте. Это художник Сандро Боттичелли. Благодаря ему «Принц юности» снова «встретился» со своей любимой на картине «Поклонение волхвов», законченной в 1476 году. Считается, что в образе Девы Марии художник вывел Симонетту, а в образе волхвов – трёх усопших членов семьи Медичи: Пьеро Старого, протягивающего дары младенцу, и его сыновей – коленопреклонённого Пьеро Подагрика в центре в красной мантии, и Джованни Медичи рядом с ним. Что же касается Великолепного, то, подслеповато щурясь, тот отрешённо созерцает всю сцену, стоя у левого края картины, в то время как Джулиано в чёрно-красных одеждах с поникшей головой помещён в её правую часть. Интересно, что молодой мужчина в жёлтом плаще в противоположной стороне от Лоренцо – сам Боттичелли, смотрящий прямо на зрителя.
Теперь уже не Гоццоли, а Сандро пророчит будущее Медичи. Недаром образ Джулиано – самый печальный на его полотне. Спустя ровно два года после кончины Симонетты, в 1478 году, в тот же самый день 26 апреля «Принц юности» был убит в результате заговора Пацци во время пасхальной мессы в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. Заговорщики нанесли ему 21 удар кинжалами (как Юлию Цезарю)! Флоренция снова погрузилась в глубокий траур, а Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли посмертный портрет любимого брата. Во многом благодаря художнику романтическая история Джулиано и Симонетты не была забыта. Историки искусств считают, что Боттичелли, живший по соседству с Веспуччи и хорошо знавший эту семью, был тоже тайно влюблён в генуэзку, поэтому не женился и завещал похоронить себя в церкви Всех святых неподалёку от её могилы. В огромном количестве женских образов, созданных Сандро, они видят черты Симонетты. В этом смысле не являются исключением и самые знаменитые его работы: «Весна» и «Рождение Венеры».
Известно, что «Весна» или «Примавера» по-итальянски, была заказана Великолепным по случаю свадьбы его кузена Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи в качестве подарка. Поэтому по предположениям части историков и искусствоведов перед нами фантазия на тему свадебного торжества, рождённая также не без влияния поэмы Лукреция «О природе вещей»:
Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…
Если это свадьба, то жених, вероятно, Меркурий, срывающий золотое яблоко в левой части картины, в котором принято узнавать Джулиано Медичи. На мой же взгляд, судя по слегка вздёрнутому кончику носа, это, скорее, его кузен. Согласно мифу, Парис вручил золотое яблоко Венере, однако на Меркурия смотрит только одна из танцующих Граций, спутниц богини, та, что повёрнута к зрителю спиной – возможно, это Семирамида Аппиани, невеста Лоренцо ди Пьерфранческо. Остальные же Грации - или её сёстры, или подружки, или отвергнутые кандидатки на роль супруги. Но лично мне больше интересна правая часть картины. Начнём с уродливого Зефира, похищающего нимфу Хлорис, позже ставшую его женой. Уж не намёк ли это на Великолепного, заказчика картины, и его супругу Клариссу Орсини? Весна же своими лучезарными чертами напоминает прекрасную Симонетту, а милая Венера – Лукрецию Донати. Ну, а крылатый Купидон с повязкой на глазах, целящийся в одну из граций, не иначе как сам Боттичелли. Спешу сразу уверить всех, несогласных с этой трактовкой картины, что она – не моя, или, вернее, не совсем моя. Просто одна из многих.
С именем генуэзки связывают и другой шедевр Боттичелли – «Рождение Венеры», который кузен Великолепного, вероятно, уже сам заказал художнику. Одним из предполагаемых мест рождения Симонетты называют Портоверенере – «Порт Венеры», получившим своё название благодаря легенде о том, что именно здесь богиня Венера, родившись из морской пены, вышла на берег. Возможно, именно в связи с картиной и возникло такое предположение. Парочка в левом углу – Зефир и Хлорис – явно перебралась сюда из «Весны». Если же прообразом Венеры, стоявшей на раковине, послужила Симонетта, то её фигура, без сомнения, заимствована из классической греческой скульптуры. То, как она опирается на одну ногу, целомудренные жест рукой и сами пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты, разработанном ещё античными скульпторами Поликлетом и Праксителем. Что же касается Грации, встречающей Венеру на берегу, то, возможно, это Фьоретта Горини, последняя любовница Джулиано Медичи, так как мантия в её руках похожа на те, что изображались на греческих урнах с прахом усопших и символизировали границу между двумя мирами.
Лоренцо Великолепный прожил яркую, насыщенную, но недолгую жизнь: он умер рано, в возрасте 43 лет, страдая от подагры, унаследованной от отца, в окружении верных друзей, в то время как за дверями комнаты обливался горькими слезами протеже Великолепного, юный Микеланджело. Все жители Флоренции вышли на улицы, чтобы проститься с любимым правителем, который упокоился в капелле Сан-Лоренцо рядом с Джулиано. К сожалению, достоверных прижизненных портретов ни братьев Медичи, ни их возлюбленных не сохранилось. Однако образ светловолосой флорентийки с полудетским лицом, неуловимой улыбкой и хрупкой, грациозной фигурой, несомненно, оказал значительное влияние на творчество многих поэтов и художников Возрождения, в том числе, и Леонардо да Винчи, молодость которого прошла во Флоренции Великолепного. Неудивительно, что «Весна» и «Венера» Медичи, воплотившие в себе гармонию Тела и Души, волнуют нас до сих пор.#ОльгаКраева