Найти тему
Каменная сказка

Пшеничная императрица: Марджори Пост и её роман с царскими драгоценностями

"Только тут, в России, я увидел и осознал, насколько уникально то, что создавали и создают в этой стране. Марджи в это неспокойное время бесстрашно ходит всюду без охраны - по торгсинам, даже в полуразрушенные церкви забирается в поисках шедевров. Я никогда не пойму страну, в которой шедевры можно найти даже в развалинах ..." (из письма мужа Марджори Мэрриуэзер Пост Джозефа Дэвиса своему брату, Москва, 10 октября 1937 года)

С 1937 по 1938 гг. Пост вместе с мужем вывезла из СССР десятки контейнеров с произведениями искусства и драгоценностями. Многие из этих предметов были приобретены, буквально, за копейки. Так "спасители России" (цитата господина Зюганова о коммунистах) способствовали созданию одной из самых впечатляющих коллекций русского искусства в Соединённых Штатах.

На своём канале я уже неоднократно писала о богатых женщинах XX столетия, которые были, можно сказать, зависимы от роскоши и владели настолько обширными коллекциями драгоценностей, что им завидовали даже монархи. Барбара Хаттон, Элизабет Тейлор, Нина Дайер, Уоллис Симпсон, Сита Деви - все эти женщины знали толк в украшениях.

Однако героиня этого рассказа не просто прославилась своими баснословными тратами на произведения искусства и драгоценности. Благодаря ей многие предметы искусства и исторические ювелирные изделия хранятся в музеях, где люди могут увидеть частичку наследия мировой культуры.

Американка Марджори Мэрриуэзер Пост вошла в историю как талантливая бизнес-леди, светская львица и филантроп. Будучи единственной дочерью пшеничного короля Чарльза Уильяма Поста (человека, благодаря которому многие сегодня едят хлопья на завтрак и пьют растворимый кофе), в 27 лет она стала владелицей компании отца и весьма успешно развивала бизнес на протяжении всей жизни. Настолько успешно, что однажды её признали богатейшей женщиной Америки с состоянием в $250 млн. В высших кругах её называли императрицей за её ум, лидерские качества и страсть к искусству. Она четыре раза была замужем, родила троих дочерей и сумела не только не растерять семейное состояние, но и преумножить его. А ещё она любила искусство и многие предметы своей уникальной коллекции жертвовала музеям.

Как и многие богатые современницы, Марджори Пост очень любила ювелирный дом Cartier, изготовивший для неё множество изделий, среди которых несколько самых знаковых и роскошных украшений её коллекции. Но отношения императрицы американского светского общества с ювелирным домом можно назвать ещё и творческим союзом, в результате которого рождались поистине неповторимые ювелирные изделия. Кроме того, Марджори Пост была дружна лично с Пьером Картье, который разделял её страсть к русскому искусству.

Отдельный интерес для Марджори Пост представляли королевские драгоценности. В её коллекции было колье Марии-Луизы Австрийской, второй жены Наполеона Бонапарта, а также её же диадема, которая была частью роскошной изумрудной парюры. К сожалению, ювелиры Van Cleef&Arpels заменили колумбийские изумруды на бирюзу и именно в таком виде её выкупила госпожа Пост. Но это не помешало ей щеголять в диадеме на светских мероприятиях. Позже украшение было пожертвовано Смитсоновскому институту, где хранится и по сей день.

Отдельным предметом гордости Марджори Пост была Венчальная корона Романовых. Последней невестой, надевавшей на венчание это королевское украшение, была великая княжна Мария Павловна (1908 год, свадьба с принцем Вильгельмом Шведским). Марджори никогда не носила корону, для неё она представляла, в первую очередь, историческую ценность. Сейчас драгоценность является одним из экспонатов музея Хиллвуд в Вашингтоне. Там же хранится бесчисленное множество предметов искусства, вывезенных Марджори Пост и её мужем Джозефом Дэвисом из СССР.

Венчальная корона Романовых
Венчальная корона Романовых
С 1937 по 1938 год Марджори Пост и её муж Джозеф Дэвис, которого президент США Рузвельт назначил послом в СССР, контейнерами вывозили из страны культурное наследие. Хотя не только героиня этой истории коллекционировала предметы русского искусства, тогда этим занимались многие богатые американцы. Они, не побоюсь этого слова, тоннами вывозили из СССР всё, что только можно было вывезти. Например, американский миллиардер Эндрю Меллон в 1930-1931 гг. выкупил из Эрмитажа картины Рембрандта, Веласкеса, Тициана, Санти, Боттичелли, Рубенса. Эти произведения до сих пор составляют основу коллекции Национальной галереи искусств Вашингтона.

Находясь в Москве, Марджори Пост вела, как она сама говорила, ежедневную "охоту" за предметами искусства, которые в то время, простите, валялись чуть ли не под ногами. Из полуразрушенных храмов Пост десятками вывозила иконы, за бесценок выкупала картины, фарфор, драгоценности царской семьи, была постоянным посетителем торгсина.

Ну и без подарков, конечно, тоже не обходилось. Вот например, жена товарища Молотова Полина Семёновна Жемчужина, желая продемонстрировать американской гостье всю широту русской души, подарила ей изготовленную в 1836 году на Императорской фарфоровой фабрике Санкт-Петербурга вазу.

Произошло это во время посещения Марджори Пост музея-усадьбы Кусково, в котором хранилась уникальная коллекция русского фарфора. Госпоже Пост особенно приглянулась одна ваза, что не ускользнуло от внимания Жемчужиной. А потому в конце визита Марджори получила в подарок большую коробку, а внутри - бережно упакованная часть русской культуры. Как легко дарить от чистого сердца то, что тебе не принадлежит.

В любимом поместье Марджори Пост Хиллвуд сейчас находится частный музей, в котором хранится поражающая воображение коллекция предметов русского искусства, которую бизнес-леди собирала больше 35 лет. Там изделия Фаберже, иконы 16-18 веков, коллекция русского фарфора, картины, ордена Российской империи, церковная утварь, мебель
В любимом поместье Марджори Пост Хиллвуд сейчас находится частный музей, в котором хранится поражающая воображение коллекция предметов русского искусства, которую бизнес-леди собирала больше 35 лет. Там изделия Фаберже, иконы 16-18 веков, коллекция русского фарфора, картины, ордена Российской империи, церковная утварь, мебель

В ювелирной коллекции Марджори Пост весьма заметное место занимал жемчуг. Разумеется, самый отборный. В 1939 году Cartier изготовили колье из 188 жемчужин и 448 бриллиантов. А в 1966 году Марджори приобрела у дизайнера украшений Джорджа Хедли специально для неё изготовленное ожерелье и серьги из барочного бирманского жемчуга со вставками лунного камня.

Марджори Мэрриуэзер Пост скончалась 12 сентября 1973 года в возрасте 86 лет. Несмотря на то, что последние годы она провела в инвалидной коляске, бизнес-леди продолжала вести активный образ жизни и не переставала пополнять свою бесценную коллекцию предметов искусства. А в канун своего 80-летия и вовсе чуть не вышла замуж в пятый раз за мужчину, который был младше неё на 22 года.

Буквально за неделю до ухода из жизни Марджори Пост приобрела 42-местный самолёт. И до последнего дня она не переставала восхищаться собранной ей коллекцией.
Многие украшения Марджори Пост сегодня хранятся в Смитсоновском институте в Вашингтоне, Музее изящных искусств в Бостоне и в частном музее Хиллвуд в Вашингтоне
Многие украшения Марджори Пост сегодня хранятся в Смитсоновском институте в Вашингтоне, Музее изящных искусств в Бостоне и в частном музее Хиллвуд в Вашингтоне

Вот такая история. Если есть желание высказаться - милости прошу в комментарии )))

Спасибо за Ваше внимание, дорогие читатели!) Надеюсь, статья была для Вас интересна и познавательна ) Обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации ) Хорошего Вам дня и отличного настроения ) С уважением, Мир вокруг нас.