Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.(Еф.5:22-33)
В современном мире, люди, как и во все времена стремятся к счастью. Мы хотим любить и быть любимыми, и очень часто в достижении этих целей мы руководствуемся эмоциями, а не рецептом счастья, данным нам в Священном Писании.
Бог любит человека и все сделал для его спасения. Он также желает, чтобы человек был счастлив и во время земной жизни. Бывают моменты, когда мы все проходим испытания, но если вы спросите христианина, прожившего с Богом 5, 10 или 20 лет, не жалеет ли он о сделанном выборе, вы получите улыбку и ответ «нет».
В последнее время количество разводов сравнялось с количеством браков. Особенно обострились проблемы во взаимоотношениях людей во время пандемии — находясь на самоизоляции мы проводим с супругом или супругой 24 часа нашей жизни.
И опять мы можем обращаться к Слову Божьему Библии для того, чтобы найти ответы на нашу боль, наши проблемы и одиночество, которое мы можем переживать.
Следование Божьему слову и исполнение является для нас залогом счастливой жизни.
Каков же рецепт счастья для человека, в том, чтобы быть счастливым в земной жизни и наследовать жизнь вечную?
Говорят об одном случае, и я склонен этому верить, потому что он очень похож на правду. Однажды Барак и Мишель Обама зашли в ресторан, чтобы пообедать там, и этот визит не был запланирован и подготовлен его охраной. Находясь в ресторане, они увидели, как директор ресторана разговаривает с охраной, пытаясь подойти к семейной паре. «Что ему нужно от меня?» - спросил президент. «О нет, он хочет поговорить с вашей женой» - ответила охрана. Когда Мишель вернулась после разговора, Барак спросил, «кто это был?». «Он был влюблен в меня, когда мы учились в университете», ответила Мишель. «Если бы ты вышла за него замуж, то была бы женой директора ресторана», - с улыбкой заметил президент. «Нет, если бы я вышла за него, он был бы президентом США, а не ты.»
Но давайе вернемся к нашему отрывку, посмотрим на ту историческую ситуацию и культурную атмсферу того времени, чтобы понять, что Бог заложил в эти слова для нас, живущих в этом времени.
По мнению толкователей прошлого, послание написано во время заключения Павла в Кесари и или в Риме в 60—63 гг., поскольку в тексте Павел неоднократно называет себя «узником» (Еф. 3:1, также 4:1 и 6:20). То, что послание написано Павлом, как отмечал в XIX веке Св. Феофан (Вышенский), «в этом сомневающихся почти нет, или их так мало, и основания их неверия так ничтожны, что не стоит и внимания останавливать на этом». Однако в современной библеистике есть мнение, что автором послания был всё-таки не Павел, а один из его эфесских учеников, использовавший при написании подлинные письма апостола.
Павел надеялся, что все, кто стремился к достижению христоподобной зрелости, получат это письмо. В послании Ефесянам содержится наука для применения истинными детьми Божьими. Кроме того, изучение этого послания поможет сформировать и укрепить верующего, чтобы он мог выполнять цели и призвание, данные Богом. Задача этого послания заключается в утверждении и оснащении зрелой церкви. Оно представляет собой сбалансированный взгляд о Теле Христовом и его значении в Божьем деле.
Это послание было, вероятно, написано между 60–63 гг. н.э. Послание написано из Рима под конец пребывания Апостола в узах, т. е. около 63 г. и доставлено Тихиком (Еф.6:21). Это не вторые, а первые узы; мы видим, что Апостол свободно проповедует Евангелие, просит молитв для этого дела (Еф.6:19–20). Этого он не мог бы написать во вторые римские узы, когда он знал, что «время его отшествия настало» (2Тим.4:6).
Ближайшим поводом к написанию Послания было желание Апостола поделиться с Ефесской паствой своими глубокими созерцаниями о тайне Церкви Христовой, раскрыть тайну спасения иудеев и язычников через Церковь, а также преподать целый ряд нравоучительных наставлений.
Давайте посмотрим, в каком состоянии находился мир в то время, когда Павел писал послание.
Иудеи были низкого мнения о женщинах. В своей утренней молитве иудей благодарил Бога за то, что Он не создал его «язычником, рабом или женщиной». По иудейскому праву женщина не была юридическим лицом, а вещью. У нее не было абсолютно никаких юридических прав; она являлась полной собственностью своего мужа; с ней он мог поступать, как ему хотелось.
В теории у иудеев были очень высокие идеалы о браке. У раввинов были такие поговорки: «Иудей должен предпочитать смерть идолопоклонству, убийству или прелюбодеянию». «Даже алтарь проливает слезы, когда человек разводится с женой своей юности». Но в действительности в то время развод стал до ужаса простым делом.
Во время Христа брачным узам даже у иудеев грозила опасность настолько, что она грозила основам брака, потому что иудейские девушки отказывались выходить замуж, потому что их ожидала неопределенность.
В греческом мире положение было еще хуже. Проституция являлась существенной частью греческой жизни. Демосфен так изложил нормы жизни своего времени: «У нас есть куртизанки для наслаждения, наложницы для сожительства, и жены, которые рождают нам законных детей и заботятся о нашем хозяйстве». Женщина высших слоев греческого общества вела уединенный образ жизни. Она не принимала участия в общественной жизни, никогда не появлялась на улице одна. Она даже не присутствовала на пирах или общественных праздниках, у нее были свои покои, в которые мог входить только муж. Все сводилось к тому, чтобы, как писал Ксенофонт, «она как можно меньше видела, слышала и спрашивала».
Женщина благородных греческих сословий была так воспитана, что всякая дружба и товарищеские отношения во время замужества были исключены. Сократ говорил: «Есть ли кто-то, кому вы доверяли более серьезные дела, чем вашей жене, и есть ли кто-то, с кем бы вы говорили меньше, чем с ней?» Вер, разделявший власть с великим римским императором Марком Аврелием, ответил своей жене, уличавшей его в связи с другими женщинами, чтобы она не забывала, что титул жены дает право на чувство собственного достоинства, а не на удовольствие. Жена грека должна была вести домашнее хозяйство, заботиться о его законных детях, а общество и удовольствие он искал в других местах.
Что еще усугубляло дело, в Греции не было судебной процедуры для разводов. Как кто-то сказал, развод был делом случая и каприза. Женщине была оставлена только одна гарантия — ее приданое должно было быть возвращено. Семейный очаг и семейная жизнь угасали, а супружеской верности вовсе не было.
Данное послание хотя и имеет эпистолярную форму, оно может быть рассмотрено как доктринальное веручение — научная статья. Несмотря на краткость (6 глав), Послание к Ефесянам очень богато содержанием как в догматической, так и в нравоучительной части. Св. Афанасий назвал его «катехизисом христианского учения».
Послание Павла делится на три основных сегмента:
1) главы 1–3 представляют принципы относительно Божьих свершений;
2) главы 4–5 излагают принципы, касающиеся нашего нынешнего существования;
3) в главе 6 представлены принципы относительно нашей ежедневной борьбы.
В Первом послании к Коринфянам (7-я гл.) ап. Павел изложил свое учение о семейной жизни и о девстве. Там он отдает предпочтение девству, если оно избирается ради Господа. Здесь же он излагает учение о высоте христианского брака (Еф.5:22–23).
Апостол указывает на Божественное установление брака: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт.2:24). Глубина единства обеих супругов простирается до того, что они утрачивают ограниченные индивидуальные качества и становятся каждый обладателем обоюдной полноты, – они вдвоем составляют одно тело.
Брак также есть таинство, тайна, прообразом которой служит тайна союза Христа и Церкви: «Тайна сия велика; Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:32). Ведь каждый член брачного союза до брака уже является членом тела Христова, т. е. Церкви. Конечно, и супруги, как одно новое существо, «едина плоть», прилепляются Христу. Брак как таинство заключается в том, что благодать Христова, которая соединила человека со Христом в крещении, теперь соединяет, благословляет и освящает супругов во образ союза Христа и Церкви.
Имея в виду это высокое значение христианского брака, Апостол определяет обязанности супругов. Для реальной практической жизни супругов Апостол заповедует женам – послушание, а мужьям – любовь (Еф.5:22–28). Это и понятно: ведь если супружество есть образ союза Христа и Церкви, то и отношение жены к мужу должно быть подобно отношению Церкви ко Христу. Церковь находится в послушании Богу, а Бог доказал Свою любовь к Церкви тем, что отдал Сына Своего Единородного, Который «предал Себя на нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова» (Еф.5:25–26), т. е. крещением.
Тайна новой жизни в Церкви определяет и отношения супругов друг ко другу: Апостол заповедал жене любить мужа как члена единого брачного союза, и бояться как главы своего. Муж же получил обязанность не только любить жену свою, но и устроять ее жизнь (Еф.5:29).
Здесь возникают недоуменные вопросы:
а) а мужья не должны ли повиноваться женам? Да, должны, потому что Апостол всем заповедал повиноваться друг другу в страхе Божием (Еф.5:21). Там, где есть страх Божий, там водворяется обоюдное согласие, мир, любовь и взаимное послушание. Но так как жены склонны тяготиться главенством мужей над ними, то им и напоминается повиновение. А мужья склонны злоупотреблять властью над женами, поэтому Апостол напоминает им о любви;
б) Как понимать «жена да боится» мужа? Как уважение к мужу, соединенное с опасением, как бы не оскорбить его и тем не уменьшить обоюдной любви.
Блаженный Иероним в Вульгате перевел «да чтит» жена мужа (в греческом оригинале употреблено jobhta, от jobew – устрашать, пугать). Ведь жена должна видеть в своем муже но просто сожителя, но Богом поставленного главу, возносясь умом до осознания главенства над собой Христа. Недоумение возникает от забвения о том, что семья есть прежде всего церковная единица.
Таким образом, чтобы брак был счастливым, он должен быть заключен между верующими людьми, которые могут вместе молиться и вместе получать Божьи ответы. Доступом же в церковь, как тело Христово является крещение.
Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы. (1Пет.3:21,22)
В данном послании Павел очерчивает систему координат, в которой живет христианин и его семья, говорит об иерархических отношениях — как гарантии сохранения брака и залоге счастья человека.
Вступая в церковь, мы не теряем своей индивидуальности, но приносим в жертву свой эгоизм, чтобы жить и исполнять Божьи заповеди и Божью волю.
Взаимная любовь и взаимное уважение, имеющие в основании взаимоотнjшения с Богом являются залогом нашей счастливой семейной жизни, сохранения брака и фундаментом созидания и роста нашей веры.
Пусть Всевышний благословит вас в поиске истины.
С уважением и молитвой
Рустам Насыров.