Вот уже более семидесяти лет письмо бережно хранится в семье Е.С. Шамаровой. Написано оно на одном листе форменной почтовой бумаги военного времени. Этот лист сворачивается в конверт в виде треугольника. Я помню такие письма-треугольники. Их в послевоенные годы посылал из Армии для семьи старший брат. На внешней стороне напечатано типографским шрифтом: «Военное, бесплатное». В левом уголке под рисунком со скачущим всадником, поднявшим высоко над головой саблю, - надпись: «Казак на Запад держит путь, казак не хочет отдохнуть». На штемпеле с гербом отмечено: просмотрен военной цензурой 16563.Адрес получателя: Орловская область, Жиздринский район, ст. Судимир, д. Младенск Ульяно-Ленинского сельсовета, Хламкиной Варваре. Адрес отправителя: Полевая почта 17789«ц», Ивану Петровичу Малаховскому. На почтовом штемпеле полевой почты стояла дата 24.03.1944г., а на штемпеле получателя: Жиздра, 28.03.1944г.
Удивляет, с какой скоростью дошло письмо в военное время, отправленное с самого северного района Ленинградской области, где находился в боях И. П. Малаховский. На своём опыте знаю: сейчас, в мирное время, из Перемышльского района до Санкт- Петербурга письмо идёт не меньше недели.
Привожу текст письма. Сразу оговорюсь, в подлиннике я устранил некоторые ошибки и пропуски, вызванные тем, что автору был ближе белорусский язык, да и получил он только начальное образование. Кроме того, письмо писалось, скорее всего, на передовой.
«21/3-44г. Добрый день или вечер, моя незнакомая уважаемая Варя. В первых строках моего письма спешу я вам сообщить, что я письмо получил, за что сердечно я вам благодарен за ваше письмо. Вы хоть немного сообщили о моей любимой жене Дусе, а также о доченьке дорогой. Варя, почему вы ничего не пишите о сынишке, который народился в самое трудное время, в самую войну 15 июля 1941 года. Наверно, он умер? Дорогая Варя, если бы знала, как мне тяжело переживать. Не могу забыть их даже на одну минутку. Они очень, очень были для меня душевны и жалки. Конечно, я думаю, что вы лучше меня всё знаете. Я хвалиться не буду, но только проклятый Гитлер не дал пожить с ней, разбил молодую жизнь всего нашего народа. Конечно, она, может быть, на меня обижалась последнее время, но я потерял связь с ней. Я не мог помочь ничем. В 41 году, в августе месяце получил от неё последнее письмо. Ответ не успел дать, уехал на фронт. Дорогая Варя, пропиши о вас. Пишите больше, пишите всё подробно, где Дуся находится. Поведайте мне всё подробно. Затем до свиданья. Остаюсь жив, здоров, чего и вам желаю в вашей жизни. Писал Дуськин муж Иван Петрович Малаховский. Передайте привет Дуське от меня».
Здесь нужно сделать некоторые пояснения. Тётя Дуся перед войной работала на Дятьковском хрустальном заводе и там познакомилась с уроженцем Белоруссии И.П. Малаховским. 29.06.1939г. они зарегистрировали брак. Дочь Аня родилась у них 3.02. 1940г. Началась война. Ивана Петровича мобилизовали в Красную Армию, тётя Дуся, беременная вторым ребёнком вынуждена была переехать в Младенск к
старшей сестре – моей матери. Осенью Младенск оккупировали немцы (мать говорила, что ещё рожь с полей не всю успели убрать), и связь у супругов оборвалась. Иван Петрович остался в неведении о судьбе семьи и винит себя за это. И только когда в августе 1943 года Жиздринский район был освобождён от врага, одно из писем дошло до Младенска. Ответила Варя Хламкина, работавшая в сельсовете, потому что семья была ещё в далёкой Прибалтике, занятой немцами.
Иван Петрович так и не узнал подробности ни о сыне Николае, которого похоронили через год после рождения на младенском кладбище, ни о тяжкой жизни на чужбине жены с дочерью Аней, так как погиб за год до Победы в Великой Отечественной войне.
После возвращения на родину в августе 1944 года Евдокия Семеновна получила это фронтовое письмо от Вари Хламкиной. Кстати, В. Хламкину я застал ещё в начале 70-х годов председателем Ульяно – Ленинского сельсовета. Не дождавшись мужа с войны, Евдокия
Семёновна забила тревогу. На запрос в Москву в сентябре 1945 года она получила извещение: «Ваш ефрейтор Малаховский Иван Петрович в бою за социалистическую родину верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 21 июня 1944 года. Похоронен с отданием воинских почестей в д. Каноша Лодейнопольского района Ленинградской области.
Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии».
Извещение было заверено Жиздринским военкомом капитаном Петровым и начальником 2-й части гв. капитаном Калининым.
Евдокия Семёновна с дочерью побывала у праха мужа, когда он был уже перезахоронен в братскую могилу Лодейного Поля – районного центра.