Найти в Дзене

Игровая технология: подготовка к петиции на имя М.В.Мишустина

В порядке предисловия.

Сейчас автору этих строк как исследователю и программисту хочется предпринять попытку решить ряд вопросов государственной важности, в которых он ощущает свою компетентность, на более высоком уровне, чем это было прежде.. Ситуация, которая сложилась с игровой технологией его разработки, позволяющей делать компьютерную игру из любого стихотворения и/или из любой песни, к этому весьма располагает.

Вашему вниманию предлагается текст петиции, которая будет написана на имя премьер-министра РФ Мишустина Михаила Владимировича.

Для облегчения ее восприятия ее три требования излагаются сразу же, до основного текста:

1. Создание государственного или частично государственного центра развивающих учебных мотивационных игровых технологий

2. Создание открытого информационного потока по вопросам государственного заказа, в том числе в области науки и просвещения

3. Предоставление права частным лицам, авторам научно-технических разработок принимать участие в сессиях президентских грантов как частным лицам, независимо от наличия у них АНО

А в основном ее тексте они излагаются мало-мальски подробно. Как хочется надеяться и верить.

Поддержка петиционной акции: 2200 2404 0551 5350 Мир

//-------------------------------

Уважаемый Михаил Владимирович !

Совсем недавно была разработана игровая технология "LT-Лингвотетрис", позволяющая делать компьютерные игры на основании любого стихотворения и песни и проводить конкурсы на лучших знатоков того или иного явления в области поэтической и песенной культуры.. Точнее, первая версия этой игровой технологии, что весьма принципиально отметить сразу. Более подробное описание этой технологии с ответом на вопрос ее полезности для России и российской культуры можно ознакомиться здесь, а с сугубо формальным техническим описанием можно ознакомиться на сайте или здесь.

Поле игры в лингвотетрис
Поле игры в лингвотетрис

Для вашего покорного слуги она оказалась второй по счету из игровых технологий. Первой из них оказалась игровая технология «Открой стих», основанная на фрагментарном открытии текста. Она была завершена к 2007 году в творческом взаимодействии с НПФК (Национальным фондом подготовки кадров) и МПГУ, и один из игровых продуктов, сделанных на ее основании по мотивам романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», сейчас находится в федеральной коллекции образовательных ресурсов .

Успехам финальной части разработки способствовали в известной степени определенные финансовые ресурсы, которыми на тот момент система образования располагала. Именно их наличие на тот момент и позволила системе образования от имени НФПК и МПГУ и провозгласить конкурс, где технологии «Открой стих» было присуждено первое место. Идея использования классических литературных поэтических произведений в игровых продуктах была по душе многим.

Сейчас, глядя на нее с пятнадцатилетнего временного расстояния, да и глядя на ее тогда, можно смело обратить внимание на ее объективные недостатки. К таковым можно было смело причислить ее относительный малодинамизм. Он был очевиден, легко ощутим, и по этой естественной причине началась определенная деятельность, сперва интеллектуальная и концептуальная, а затем и переговорная по создании новой, более динамичной игровой технологии. И вот в результате широкого раунда мозговых штурмов и переговоров, которые проводились и со специалистами и из МПГУ, из РАО (несколько институтов), из МГОУ, и из МГПУ, и из РУДН, и из РГГУ, и из МГУ, и из МИОО (тогда еще МИОО был), возникла мысль, что идеальной игровой технологией для использования классических литературных поэтических произведений в игровых продуктах была бы та же идея фрагментарного открытия текста, но уже с перемещающимися по игровому полю объектами – буквами и их комбинациями. Наиболее интересный из таких разговоров состоялся в центральном здании РАО на ул.Макаренко, где даже родилась идея в обязательном порядке начать с песен, так как продолжительность звучания песни может создать естественные ограничения продолжительности одного раунды игры.

Одним словом, появилась идея создания игровой технологии с использованием идей перемещения различных геометрических фигур с нарисованными на них буквами по игровому полю. Эта идея уже была использована в игровой технологии под названием «тетрис», возникшей на заре компьютерной цивилизации, и разработанной, к слову, российским программистом А.Л.Пажитновым. Она сразу же обрела рабочее название «Лингвотетрис» и сейчас позиционируется в англоязычном мире как «LT-игровая технология», а в русскоязычном мире как «LT-Лингвотетрис». Как пишется в промоционных текстах, она решает не только задачи образования, но и задачи культуры, в частности, задачу пропаганды передовых достижений российской поэтической и песенной культуры.

Сама первая версия игровой технологии была завершена к 2014 (версия игрок-компьютер) и 2017 (он-лайн версия) годах.

Весьма примечательно, что примерно об этих же технологических идеях в области филологических игровых технологий, только в более упорядоченном и каталогизированном виде, речь идет в материалах центра билингвизма, созданного представителями русскоязычной эмиграции в Германии. Более того, там идеи таких игр уже имели свое название: игры на основании тетриса. Это выяснилось через несколько лет, а на момент описываемых событий автор этих строк об том просто не знал.

При этом тогда на первый план вышло одно тонкое обстоятельство. Дело в том, что ни в одном из упомянутых российских традиционных центров образования не было, да нет и сейчас, специализированного центра игровых технологий.

И это обстоятельство усугублялось в тем, что мир компьютерных устройств стремительно развивался, а мир российского образования частенько вполне себе комфортно чувствовал себя в своем консерватизме… И одним из не очень желательных проявлений этого консерватизма было опасливое отношение к любым достижениям компьютеризации. Это вполне объективно, ибо развитие техники иногда выглядит настолько бурно, что за этим процессом просто не всегда легко успеть, с одной стороны, а в школьную педагогику идут в основном представительницы прекрасной половины человечества с гуманитарными, а отнюдь не с техническими наклонностями.

Это как недостаток подмечалось многими, и это в известной степени касалось и всей структуры среднего образования в целом. Проявлялось и проявляется это часто в том, что автору тех или иных наработок в области методических пособий, то есть материалов дидактических, равно как и материалов мотивационных, к которым и принадлежит большинство игровых продуктов. И если материалы дидактические предназначены для учителей, то материалы мотивационные предназначены для учеников.

В итоге разработчикам различных учебных и мотивационных материалов с использованием передовых компьютерных технологий было и есть не очень понятно, куда же нужно с ними обратиться. И тем самым проигнорированными оказывались и оказываются многие новшества и инновации, прежде всего предназначенные не сколько для учителей, сколько непосредственно для учеников.

Тем самым вырисовывается одна весьма существенная потребность: потребность создания центра развивающих учебных мотивационных игровых технологий. Давайте подумаем, как им он должен быть для максимальной пользы нашей системе образования и отечеству нашему в целом.

Этот центр должен обладать следующими обязательными и очень желательными свойствами:

Обязательные свойства:

- он должен быть центром приема заявок по научно-техническим разработкам и образовательным технологиям для детей и юношества школьного возраста в области образования и воспитания, их анализа, и при необходимости и возможности, доведения их до должного состояния внедрения в широкое пользование (то что есть на сегодняшний момент при РАО – это лишь центр сертификации)

- он должен быть центром апробации компьютерных наработок для системы среднего образования…

- в свете преобладания гуманитарного начала в обоих министерствах, имеющих отношение к просвещению: и в министерстве просвещения, и в минобрнауке, он должен существовать независимо от этих министерств..

- он должен быть центром объявления конкурсов среди разработчиков и проведения лучших разработок в широкий оборот, хотя бы на уровне экспертных оценок

Он может существовать при корпорации, при региональной структуре и т.д.

Очень желательные свойства:

- активное коммерческое вмешательство и активная поддержка, в том числе материальная, лучших разработок инициатив в области образования и культуры, в том числе с возможностью премирования.. Это может оказать помощь в решении ряда коммерческих вопросов, в том числе в вопросах создания необходимых бизнес-структур и/или интеграции в них, что в итоге может решить вопрос со стартовыми суммами, необходимыми для выхода на рынок. В итоге это будет весьма созвучно чаяниям многих представителей прогрессивной интеллигенции и деловых кругов, стремящихся к более широкому представлению России на интеллектуальных и высокотехнологичных сегментах мирового рынка

- грантоператорские функции при проведении конкурсов

И отсюда следует первое требование нашей петиции:

1. Создание государственного или частично государственного центра развивающих учебных мотивационных игровых технологий

Для государства это будет не более обеременительно, чем от создания одной небольшой структуры на один-два кабинета при министерстве просвещения. При этом сам центр будет охватывать ряд важных вопросов образования и культуры.

Теперь хочется затронуть вопрос взаимодействия государства и разработчиков научно-технической продукции. В случае ощущения общегосударственного, а, может быть, международного значения разработки, разработчик имеет право быть в курсе существующих каналов финансирования. Этот вопрос особо актуален в свете отсутствия непосредственных коммерческих заказов.

Как ясно следует из примерно пятилетнего общения с министерством просвещения, таковых каналов существуют два: всевозможные гранты, в основном президентские, и государственные заказы. При этом такой канал, как президентские гранты, можно считать открытым, а канал государственных заказов – завуалированным.

Как ясно следует из нашей переписки с министерством просвещения (к чести министерства, на свои письма я получал ответы довольно-таки быстро), к процедуре государственных заказов в области просвещения нынешний состав министерства непричастен. Это выглядит несколько странно, так как предыдущий состав министерства к этому был более причастен, и даже назывались определенные условия подачи заявок на него. Кроме того, общеизвестно, что по линии тех же самых госзаказов существуют ряд институтов РАО.

В этом свете очень хочется достижения ясности по этому вопросу, и такой модели отношений между государством и разработчиками, когда время оповещения компетентных государственных чиновников о той или иной научно-технической разработки минимизируется

А второе требования нашей петиции мы формулируем так:

2. Создание открытого информационного потока по вопросам государственного заказа, в том числе в области науки и просвещения

Теперь мы возвращаемся к первому из упомянутых теоретически возможных государственных источников финансирования – всевозможным грантам, самое видное место в которых занимают президентские гранты.

Здесь основным грантооператором последних сессий является ОПРФ. Там разработана система баллов, которая может решить многие задачи непроизводственной сферы. В то же время в этой есть одно немалое неудобство, которое изрядно тормозит научно-технический прогресс и ставит под сомнение любой заявки с технологической компонентой.

Это неудобство состоит в необходимости подачи заявки исключительно от имени АНО и невозможности подачи от частных лиц. Это означает, что разработчик, сколь бы передовой ни была его разработка, обязан изрядную часть времени и денежных средств тратить на учреждение АНО, а временами этот процесс может вылиться в весьма длительный, и еще пребывать в полугодовом ожидании очередной сессии президентских грантов.

В известной степени возможен такой вариант, как пожарные поиски АНО по линии своих старых знакомых, но это чревато невысокой степенью структурной готовности. А последнее, в свою очередь, выливается в недостаточное количество набранных баллов.

А из этого ясно следует, что в случае научно-технических разработок можно ставить вопрос о необязательности наличия АНО для участия в сессии президентских грантов. И наше третье требование:

3. Предоставление права частным лицам, авторам научно-технических разработок принимать участие в сессиях президентских грантов как частным лицам, независимо от наличия у них АНО

И в заключении хочется сказать, что сейчас игровая технология разработана на игровой платформе Adobe Flash. Для успешных игр необходим продукт этой компании под названием Adobe Flash Player. Увы, компания-разработчик поставила в известность весь мир о прекращении его поддержки. И для успешного старта игровой технологии необходимо ее переписать для стационарных компьютеров на DHTML и еще адаптировать к мобильникам.

Но возможен еще один путь: или попытаться договориться для нашей игровой технологии с компанией Adobe о поддержке, или просто попытаться написать еще один браузер, в котором поддержка flash player была бы вполне возможна. Можно попытаться поиграть путем скачивания AMP-плейера, инструкция по ссылке

Будем надеяться, наша петиционная акция будет одним из самых ярких проявлений народовластия в области науки, культуры и просвещения.